Чжан Чжань (Zhang Zhan), также известный, как Цзысяо (Zixiao), жил в Пинлине (Pingling), Фуфэне (Fufeng) [что находится к западу от современного города Сяньян (Xianyang) в провинции Шаньси (Shaanxi)] во время правления западной династии Хань (Han) (206 год до нашей эры — 23 год нашей эры). Он был очень честным, серьёзным и учтивым и утверждал, что люди в обществе должны следовать этике. Местные жители считали его образцом для подражания. В 20-ый год периода Цзяньу (Jianwu) во время правления императора Лю Сю (Liu Xiu) восточной династии Хань (25-220 гг. нашей эры) он был назначен премьер-министром и находился в звании Дасыту (Dasitu).
В словах и поступках Чжан Чжань всегда следовал определенным правилам. Даже дома он соблюдал нормы общественного поведения; он также одевался должным образом и обращал серьезное внимание на свою внешность. При встрече с женой и детьми он серьёзно относился к своей роли мужа и отца. С местными жителями он говорил разумно и внимательно их выслушивал их жалобы. Один человек сказал ему, что он лицемерит и ведет себя неестественно. Услышав это, Чжан улыбнулся: «Верно, я выгляжу необычно. Однако когда другие выглядят противоестественно, это потому, что они совершают плохие поступки, я же потому, что делаю хорошие дела».
Чжан Чжань служил Тайшоу [командующим], Дувэем [капитаном] и Цзофэнъи [региональным специальным уполномоченным]. Исполняя служебные обязанности, он следовал правилам поведения между людьми, чтобы быть для них примером, и добился того, что и чиновники, и обычные люди поняли это и стали следовать его поступкам. Таким образом, он смог успешно осуществлять свои планы в области политики.
Как-то Чжан Чжань взял отпуск и вернулся в Пинлин. Когда он проезжал мимо здания, где находилось правительства округа, он сошёл с лошади и пошёл пешком. Чиновник Чжубу (Zhubu) сказал ему: «Вы высокопоставленный и очень уважаемый чиновник. Вы не должны ронять своё достоинство». Чжан Чжань ответил: «Книга Ли цзи [Записки об обрядах] говорит: ‘Сойди с лошади перед зданием правительства, и придержи колесницу’. Даже Конфуций всегда был очень вежлив и внимателен по отношению к местным жителям. В моём родном городе я должен следовать правилам поведения в обществе. Как это может считаться потерей достоинства?»
Наша китайская культура, переданная Богами, учит людей следовать общественному этикету и придает большое значение добродетели, за что Китай в древние времена называли «Страной обрядов». Правила этикета, которые можно также назвать манерами, являются правилами и требованиями «поведения в обществе», которым должны следовать люди при общении друг с другом и при ведении дел. Записки об обрядах содержат высказывание: «Правила этикета – проявление достоинства». То есть поддержание и следование правилам этикета – внешнее качество, которое должен иметь добродетельный человек.
Какова сущность «этикета»? Он является стандартом, который небеса дали человечеству, чтобы оно следовало этим правилам в мыслях и поступках. То есть этикет разъясняет людям, что они должны сделать, а что не должны. Следует ли человек правилам этикета или нет, является критерием, отличающим человека от животного.
Записки об обрядах говорят: «Хотя попугай может говорить, всё равно он птица. Хотя горилла может говорить, всё равно она животное. Если человек не знает правил этикета, хоть даже он и способен говорить, чем он отличается от птицы или животного? Мудрецы создали этикет, чтобы позволить людям понимать и следовать социальным протоколам, позволяя им знать, что они отличаются от птиц и животных».
Человек должен придерживаться правил человеческой морали, ограничивать себя и хранить в своём сознании правила приличия. Когда человек внешне проявляет это качество, это означает, что он скромный человек, который уважает социальный этикет и следует его правилам. Это то состояние, к которому должно стремиться человечество.