История китайской цивилизации. Золотое время искусства. Часть 2

 Алекс   21 апреля 2012

В течение 400 лет с конца династии Хань [206 до н.э. – 220 н.э.] до династий Вэй [220 — -265] и Цзинь [265 — 420], все виды китайского искусства, как по волшебству, получили взлёт и пришли к новому эстетическому уровню. Знать того времени была склонна к возвышенному философствованию, проводила время на природе, дискутируя на философские темы, испивая вино и занимаясь поэзией. Многие из них совершенствовались в Дао и в этом процессе создавали произведения высокого творческого духа.

В то время естественность почиталась высшим достижением в искусстве. Люди стремились получить вдохновение от природы. Общим желанием художников было сделать всё красивым, внешне и внутренне. Они передавали своё внутреннее состояние очень гибко и пластично, естественно. Объекты, изображаемые художники, выглядели очень живыми.

Законы написания китайских пейзажей не требуют точного изображения гор или рек. Художник рисовал пейзаж, исходя из своих переживаний от посещения многих живописных мест. При династиях Вэй и Цзинь художники подняли уровень изображения реальных объектов до выражения через эту живопись своих мыслей. Дух преобладал над формой.

Создание пейзажных работ достигло новой высоты в эпоху Пятицарствия [907 — 960] и двух династий Сун [960 -1279]. Одна из самых известных совместных работ художников Ми Фу и его сына Ми Южэнь династии Сун называется «Горы в облаках». Ми Фу известный каллиграф, ценивший красоту абстрактной работы кисти; однажды сказал: «Пейзажисты одинаковы, мало кто из них превзошёл установленные правила». Ми Фу применил новую технику рисования «размытой тушью», где внимание уделялось изящным ритмам, а не точному представлению формы.

Учёные мужи династии Юань [1279 — 1368] ценили время Вэй Цзинь, где преобладало мистическое учение. Учёные мужи Юань также вели свободный и расслабленный образ жизни. Они достигли высокого уровня в композиции и в работе кистью. Пустые места на картинах оставляли ощущение присутствия реальных предметов, как например, на свитке «Жизнь на горе Фучунь». Они пытались соединить природу со своим личным характером.

Художники династий Вэй и Цзинь следовали естественному стилю письма. Они придерживались таких художественные концепций, как «духовный ритм» и «одухотворённая форма».

«Эпоха династии Цзинь была особой», — говорит Цю Чжэньчжун, профессор Центральной Академии искусств, — «в этот период в обществе царил хаос, но китайская цивилизация, похоже, достигла ещё одного пика развития. Некоторые достижения в философии и искусства прежних периодов, словно, воспламенились и стали более яркими, утвердив особые черты китайской культуры: свободный стиль, открытость мышления, забота о совершенствовании природы ума и сердца и стремление к более высокому уровню сознания. Всё это повлияло на духовную жизнь последующих поколений».

Когда при династии Хань открылся Шёлковый путь, китайские товары доставлялись на верблюдах в Центральную Азию и далее в Рим. На этом пути сблизились и сплавились разные цивилизации. При династии Восточная Цзинь [314 — 420] буддийские монахи появились в Китае и начали распространять буддийское учение, устраивая пещерные храмы. Такие пещерные храмы сначала появились в Синьчжане, затем на севере-западе Китая, в его центральной части и, наконец, в южнее реки Янцзы.

Как-то в рассветный час 336 года буддийский монах по имени Луцзунь оказался в районе Дуньхуана. Взглянув на гору, он увидел там мерцающий и образы тысячи будд, его приветствующих. Так началось создание самой большой группы пещер в Китае. Они превратились постепенно в самое крупное сокровище в истории китайской цивилизации.

Фрески Дуньхуана настолько изобилуют образами небесных сцен и божеств, что невозможно поверить, что художникам это подсказала их собственная фантазия.

Географически в Китае можно различить две части, разделённые горами Чинлин и рекой Хуайху. Эти два региона сильно различаются пейзажем, климатом и природной средой.

В 384 году То Багуэй из рода Сяньбэй воспользовался случаем и основал династию Вэй — сегодняшняя Монголия. В 389 году То Багуэй переместил столицу в Пинчан — сегодняшний Датун. В следующем году он назвал себя императором. Его время историки назвали династия Северная Вэй [386 — 534].

Зимой в 2003 году археологи, работавшие в северной части города Датун, исследовали развалины древних построек Северной Вэй. После объединения Северной Вэй всего северного Китая император осознал значение гражданской формы правления и стал назначать на государственные должности учёных мужей из национальности хань. Создалось феодальное общество. Во время Северной Вэй более миллиона человек других народностей объединились с ханьцами, что способствовало культурному развитию страны.

Отличительная черта северного Китая — огромное количество пещер со статуями будд и богов. Например, пещеры Майцзишань в Тяньшуй провинции Ганьсю и пещеры Тяньтишань в Увэй.

Считается, что в тот период самые выдающиеся и величественные пещерные храмы были созданы императором Северной Вэй в районе Худун, Это пещеры Юнган. В книге «Аннотации к классике воды» Ли Даюань описывает сцену: «В скалах стоят огромнейшие статуи, туда были принесены редкие буддийские тексты, тут и там из тумана возникают буддийские храмы».

Пещеры Юнган были устроены на северной стороне горы Учжоу. Завершение этого проекта практически истощило ресурсы Северной Вэй. Хроники упоминают, что император привлёк к работам несколько десятков тысяч человек. Самая высокая статуя 17-метровой высоты, самая маленькая — 13,5 метров. Работа длилась 30 лет.

Луо Шипин, профессор из Центральной Академии Искусств, говорит: «Стиль буддийских статуй, созданных народностями Сяньбэй при Свереной Вэй, очевидно представляют самих этих кочевников. Они, усвоив индийский стиль создания статуй, объединили это с их собственными эстетическими понятиями.

Основное требование, которые они установили для статуй будд то, что статуи должны быть высокими, большими и сильными. Статуи будд, находящиеся в пяти пещерах Таньяо, полностью отвечают художественным требованиям этого народа».

Эти огромные пещеры поражают своим размером, но уступают по изяществу и утонченности пещерным храмам, созданным буддийскими монахами, в которых улавливается не сколько важность размеров статуй, но внутренний духовный мир самих художников, совершенствующихся в буддизме.

Буддизм достиг пика популярности в Северной Вэй в конце V столетия, когда трон занял правитель династии Западная Вэй — То Ба Хун под именем император Сяовэн. В то время он был ещё ребёнком. При его правлении проводились реформы с целью экономического и культурного развития страны. В 484 году столица переместилась из Пинчана в Лоян, когда и началось строительство пещерного комплекса Луньмэн. На работы была израсходована почти половина годового бюджета империи и потребовалось 30 лет для их завершения. Искусство той поры соединяло в себе индийские принципы формы статуй с китайским художественном стилем, где большое внимание уделялось жизненности изображения и выразительности лица. Статуи не должны были быть «холодными», а «доступными» для понимания паломников. На лицах статуй видны улыбки, они в свободных облачениях.

Сочетание южной и северной культур полностью проявилось при династии Тан. Буддийские статуи храма Фаншъян — лучшие в Луньмэне. У главной статуи, представляющей сидящего Будду, глаза обращены внутрь и немного вниз, на губах легкая улыбка. Статуя соединяет мужскую силу и женскую красоту.

Однажды при правлении императора Чэнлуна династии Цзинь, каллиграф Хуанъи пришел к пещерам Луньмэн. Войдя в пещеру Гуянь, чтобы лицезреть величественные статуи будд, он обнаружил что на одной из стен были выгравированы китайские иероглифы. Они сообщали о том, кто и когда создал эту статую. Эти иероглифы были четкими и простыми по форме. Хуанъи попросил, чтобы с этих надписей сделали копии методом притирания. Он собрал их вместе в сборнике «12 каллиграфических работ из пещер Луньмэн». Этот стиль письма известен как «Надписи в стиле Вэй», и считается лучшим каллиграфическим произведением в Китае.

Письмо стиля Ван Шичжи было сильным, но надпись в стиле Вэй из пещер Луньмэн была более простой по стилю и открыла целое направление в каллиграфии.

Ван Юэчуань, профессор Пекинского университета, говорит: «Настенная надпись в стиле Вэй и каллиграфический стиль Ван Сичжи — два высочайших пика в истории китайской каллиграфии. Они оба относятся к одному периоду, но Китай был разделён двумя правлениями, по разным берегам реки Янцзы. Район севернее реки Янцзы управлялся народностями, которые раньше кочевали по пустыням и степям дальнего севера. Буддийские статуи, которые они возвели, отражают их чувства к родной земле. Они не могли также красноречиво излагать свои чувства, как учёные мужи, а их каллиграфия буйную красоту пустынь и степей».

Эти кочевники не могли и предполагать, что когда-нибудь их настенные надписи будут сравнивать с «мудрецом каллиграфии» Ван Шичжи. Каллиграфический стиль Восточной Цзинь и «Настенная надпись в стиле Вэй» являют собой две вершины в истории китайской каллиграфии.

Это было время открытости и терпимости к другим культура. Такие виды искусства, как ваяние, рисование и каллиграфия вошли в новую фазу процветания. В это время разные национальности в Китае действовали единой сплочённой силой, что проложило путь следующим династиям Суй [589 — 617] и Тан [618 -907].

История китайской цивилизации. Золотое время искусства. Часть 2

Оставить комментарий

Дизайнерская одежда Грейс Чэнь: сочетание двух культур

Дизайнерская одежда Грейс Чэнь: сочетание двух культур

Поездка в Семилуки (Воронежская область)

Гигиена и здоровье кожи. Современный взгляд

Весна хороша, чтобы начать

Фотосессия для дела. Творим из Золушек принцесс

Отдых на Пальма де Майорке. Достопримечательности от mir360.site

Если вдруг нахлынет грусть, аNEKDOт поможет пусть

Инновации в сфере красоты. Бьюти-индустрия готова к 8 марта

Планируем летний отдых в Адлере

Торговля лучше в интернете. Это знают даже дети

Апгрейд и ремонт автомобиля: всегда поможет ресурс massive.ua

Кто, если не поэт? И. Бродский

На праздник мужчине что подарить? Любимую игрушку

Устали искать? Финская одежда – ваш любимый размер

Профнастил на крыше – вас «крышуют» свыше

Два основания перейти на страницу сайта компании «Altvpn», и ознакомиться с многочисленными преим...

Хотите преуспеть в строительстве? Нужна хорошая техника

Миндаль. Орех провоцирует успех

Как нам время провести? В караоке забрести

В Чернигове есть всё для строительства. Главное выбрать

Мечта маячит вдали? Спеши на Али!

© 2012-2020 "Путь Востока" Яндекс.Метрика