Классический индийский танец насчитывает тысячи лет. Существует много видов танцев, каждый из которых отражает религиозную принадлежность. Танцы разнообразны, но все передают смысл, используя богатые телодвижения. Глаза, руки, ноги, стопы и лицо, все «собираются вместе» в танце и музыке, чтобы передать определённое настроение и рассказать свою историю.
Считается, что традиционные танцы возникли в храмах и не являются простой формой развлечения, а, в большей степени, методом «освобождения души». Ниже приведены основные направления индусского танцевального искусства.
Бхарата Натьям (фото: wikipedia.com)
Бхарата Натьям — возможно, самая старая форма классического индийского танца. Считается, что она возникла в храме Тамил-Наду на юге Индии, где танец являлся способом почитания и поклонения божествам. Даже сегодня осталось много от оригинального религиозного содержания, каждое представление начинается с танцевальной молитвы Богу и «алариппу», в которой танцовщица посвящает своё тело Богу. Название этого танца происходит от «бха», то есть чувство, «ра» — мелодия и «та» — «таль» или ритм, «натьям» означает «танец».
Танец Бхарата Натьям — сольное представление, но танцовщица сопровождается легкой инструментовкой, певцом и ударами барабанов. Танец представляет собой смесь просто танца и рассказ об одной историю. Во время танца танцовщица держит верхнюю часть тела вертикально, а ноги согнуты в коленях и развёрнуты. Тело «мыслится» как состоящее из трёх треугольников. Сольный танец Бхарата Натьям имеет определённый порядок частей, каждая из которых имеет цель и обозначение метра.
Первоначально танец имел исключительно сакральное значение, поэтому различные позы танца высечены на стенах храмов на юге Индии — традиционного центра Бхаратанатьяма. Бхаратанатьяма исполнялся специальными храмовыми танцовщицами — девадаси, которые играли не менее важную роль, чем жрецы. Сюжеты танцевальных композиций составляли легенды о божестве, в честь которого построен храм, описывали его подвиги в борьбе с демонами. Считалось, что в танце события снова переживались наяву, и их исход зависел от мастерства танцовщицы — для победы божества она должна была исполнить танец безукоризненно.
В музыкальный ансамбль, сопровождающий Бхаратанатьям входят традиционные инструменты: ударные мриданга и тавил, духовые нагсварам и флейта, струнные скрипка и вина.
Катхакали
(фото: www.wikipedia.com)
Катхакали является одним из видов танцевальной драмы, которая происходит из места Кералы на юге Индии. Эта форма искусства, как полагают, возникла в XVII веке и имеет свои корни в индийской мифологии и называется «танец-драма», потому что здесь движения не всегда главное. Исполнитель рассказывает известную историю из индуистского эпоса или писаний, используя выражения лица и конкретные жесты рук. Костюмы для Катхакали довольно сложны. Например, танцоры носят огромные, округлые юбки. Их головные уборы могут быть сделаны из резного дерева, а тяжелый макияж часто занимает несколько часов.
Большая часть истории, которая сопровождает танец, рассказывается певцами и сопровождается перкуссией.
Одисси
Как и многие другие индийские танцы, Одисси возник в храмах, как способ почитания Бога, возможно, во II веке до н. э. в Ориссе. Танец Одисси передаёт тоже, что скульптура в древних храмах и пещерах Индии. Определенные позы часто удерживаются перед гладким и плавным переходом к следующей части танца. Много танцев и танцевальная музыка следуют популярной истории Радхи и Кришны или другим древним историям любви.
Отличительные позиции танца Одисси включают сбалансированную позицию стоя; «трибханга», в которой голова и бёдра толкают в одну сторону, а верхние углы тела смотрят в другом направлении, и «чаука», где пальцы и ноги указывают в стороны и ноги слегка врозь с согнутыми коленями. Танцовщица носит серебряные украшения и сари, которое было сшито, чтобы держать позицию.
Кучипуди
Название этого стиля происходит от региона, в котором он сформировался. Это деревня Кучелавапури (название местечка на языке телугу означает «поселение актеров»). Менее распространены другие названия этого стиля: Кучипу́ди бха́ратам и кучипу́ди на́тья. Первое из них отражает суть этого искусства: слияние бха́ва (эмоций), ра́га (мелодии) и та́лам (ритма); второе означает «танцевальная драма кучипуди». Традиции этого классического танца восходят к древним временам, о чём свидетельствуют скульптурные изображения апсар, небесных танцовщиц в храмах Южной Индии (Рамаппа). Считается, что уже в 1 веке до н. э. это искусство было распространено на территории современного штата Андхра Прадеш. Танцевали его девада́си («служанки бога») — девушки, жившие при храмах и официально выданные замуж за божество, которому был посвящён храм.
(фото: www.wikipedia.com)
Mанипури
Манипу́ри — одна из форм классического индийского танца. Это изящный жизнерадостный танец, возникший в княжестве Манипур в начале XV века. Танец манипури пользуется в Индии большой любовью. Его изучают как в школах танцевального искусства, так и в общеобразовательных учебных заведениях. Манипури — танец в честь Кришны и его возлюбленной Радхи. Его основным мотивом является раса-лила — танец Кришны со своими возлюбленными пасту́шками гопи. Традиционно манипури исполняют в полнолуние в марте и декабре. Манипури отличается естественностью и живостью, свойственным народным индийским танцам.
(фото: www.wikipedia.com)
Мохини-аттам
Мохини-аттам — классический стиль индийского танца штата Керала. Отличается особой пластикой, мягкостью движений и обворожительностью линий. Представляет собой чистейшее воплощение Ласьям — изящного женского стиля танца, источником которого является богиня Парвати. Мохини-аттам — это танец чаровницы.
Склонение тела из стороны в сторону (положение атибханга) — это постоянный элемент стиля Мохини, как и широкая, покачивающаяся походка. Ритмические вариации (чоллу) основаны на определённом сочетании ритмических слогов, составляющих одно целое с вокальным аккомпанементом, они грациозно исполняются танцовщицей с пластической легкостью, плавными танцевальными движениями и работой ног.
(фото: www.wikipedia.com)
Источник: www.wikipedia.com