Моё поколение выросло на баснях о том, что царская семья была расточительной, а Распутин — то ли маг, то ли сам сатана. Будучи подпитанной идеями, что Распутин использовал какие-то чары, чтобы излечить царевича Алексея, а свободное время, чтобы совратить как можно больше придворных дам, я боялась даже посмотреть на его фотографию. Иными словами, впечатление, сложившееся о нём было, мягко говоря, пугающе-отталкивающе. Но кем же он был на самом деле? Пророки говорили, что в наше время будут открываться тайны. Тайна от Распутина — ещё одна такая, переписывающая нашу историю и вырывающая с корнем ложь, которой нас кормили на протяжении десятилетий.
Предлагаемый рассказ составлен по мотивам кинофильма «Святой Григорий Распутин».
Крестьянский род Распутиных известен в Сибири с середины XVII века, эта фамилия была широко распространённой, как в Сибири, так и на Урале. В селе Покровском около Тюмени, к концу XIX века проживало несколько семей, носивших эту фамилию. Фамилия Распутин имеет в корне значение — путь, развилка пути, перекрёсток.
9 января 1869 года у крестьян Ефима Федоровича и его жены Анны Васильевны родился сын, наречённый именем Григорий. Григорий как-то рассказывал в одном интервью, что, живя в своём селе, он всё время думал о Боге, даже когда шёл по дороге. Он часто плакал, не понимая почему. Он часто рассуждал о Боге, природе и птицах. «Я верил в хорошее, в доброе, и часто беседовал со стариками, слушая о житии святых и их великих подвигах», — говорил Григорий. Молодой Григорий часто молился и чувствовал в сердце грусть и неудовлетворение, ища смысл жизни и духовное откровение.
Григорий уже с детства обладал духовным даром исцеления не только людей, но и животных. Он мог прикоснуться к лошади или корове, сказать пару добрых и ласковых слов, и животное исцелялось. По его молитвам находились украденные вещи и животные в селе. Он мог предвидеть и смерть человека. В детстве он думал, что все люди видят то, что ему открыто, но потом родители, желая уберечь сына от беды, просили его помалкивать, но сам Григорий говорил, что его дар от Бога, и он не может его скрывать. В селе про Распутина говорили, что он был добрым, но и юродивым, не таким как все. Зло о людях не говорил. До сих пор ходят легенды о его щедрости, кому-то на свои деньги дом построил, кому-то на свадьбу дал денег, другим покупал животных, детям на учёбу и лекарство выделял средства. Даже в газетах писали о его добродетельных поступках. Он говорил: «Я научился всяким терпениям, ударам и изнурению тела». Распутин вырыл себе в конюшне нечто вроде могилы — пещеру, куда он забирался в свободное время утром и в обед, и даже ночами напролёт там молился. Это продолжалось восемь лет. Пахал усердно, спал мало, ел мало. В сердце думал только о спасении. В жаркие дни налагал на себя пост, не пил кваса, работал и молился.
Однажды, простояв ночь на коленях в молитве, Григорий узрел волю небес и пошёл странником по святым местам. Он шёл по 40-50 вёрст в день. Питался картошкой. Он ходил берегами, наедине с природой размышлял о Боге. Он говорил, что любовь к Богу даётся только опытным людям, через страдания и испытания. Любил всех странников, он говорил, что если любишь, то никого не убьёшь. Григорий порой не спал по 40 ночей. Так он жил с 15 лет до 40, много страдая. Он мучился от бессонницы, но один из святых странников его излечил.
В течение двух лет Григорий проходил монастырское послушание в Тульском мужском монастыре. Говорил, что каждый свой поступок нужно соизмерять с совестью: «Какие бы ни были на море волны, они утихнут». Известно, что только в чистом сосуде проявляется благодать Божья. Григорий обрёл дар исцеления. Хромые, слепые, больные и одержимые потянулись к нему вереницей. Многие люди спрашивали его духовных советов, и он помогал.
Странник Григорий, обошедший всю Россию, поклонился и святой Земле. В Израиле он пробыл три месяца. Дойдя до горы Афон, Григорий перестал вкушать мясо, молочное, вовсе употреблять алкоголь и мало ел рыбы. По окончании скитаний вместе с супругой они стали вести целомудренную жизнь. Но эти внешние признаки не являются основными. Главным была его внутренняя духовная жизнь.
У Григория был духовный наставник, старец Макарий. Этот отшельник подвязался в пустынной келье Верхотурского Николаевского монастыря. Отец Макарий занимался разведением птиц. Именно здесь часто бывал Григорий Ефимович. По просьбе царской семьи, Григорий своего духовника, старца Макария, привозил во дворец. У императора и его семьи остались самые тёплые воспоминания об этой встрече в Царском Селе. Именно отец Макарий готовил Григория к служению царской семье.
Когда в мир является великий человек, он являет себя, а не Бога; маленький человек, приходя с великой миссией, являет Бога, а не себя.
Дорога Григория легла в Петербург, чтобы испросить построить храм в Сибири. 30 июля 1904 года — торжественный день русской державы. Родился желанный и долгожданный наследник, цесаревич Алексей, по молитвам Серафима Саровского. Ещё из Сибири Григорий писал государю письма. Сам государь в связи с тяжёлой судьбой искал общения с духовными лицами. После общения с царской семьёй у Григория прибавилась фамилия «Новый» — это было первым словом, которое произнёс наследник, цесаревич Алексей.
Григорий говорил: «Когда я поднимался по лестнице царского дворца, и войдя в столовую, где меня ожидали царевичи, императрица на руках держала Алексея, и он тогда ещё не говорил ни слова. И вдруг младенец протянул свои ручонки и залепетал: «Новый, новый… новый». Это были его первые слова. Тогда царь приказал меня именовать не Распутин, а Новый».
Император также дал распоряжение, чтобы Григорий Новый стал ангелом хранителем царской семьи, и молитвенником за отрока Алексея.
(фото: http://www.elisavetgrad.ru)
На всю клевету в адрес Распутина государыня отвечала: «Белое — не сделаешь чёрным, а чистое — не очернишь».
Царевич был прекрасен и внешним обликом и душой. У него были русские няни и кормилицы. Его окружали простые люди, моряки. Государь в своём дневнике называл сына «наше маленькое сокровище». Его воспитатели вспоминают: «В душе этого ребёнка не заложено ни одной скверной или порочной черты. Душа его — самая добрая почва для добрых семян, если смочь их посадить и взрастить, то русская Земля получит не только прекрасного и умного государя, но и прекрасного человека».
Император почитал Григория за праведника. Он говорил: «Когда у меня заботы и волнения, мне стоит лишь пять минут поговорить с Григорием, чтобы тот час почувствовать себя укреплённым и успокоенным. Он всегда умеет сказать мне то, что мне нужно услышать и действие его слов длиться недели. Григорий — хороший, религиозный, простой русский человек. В минуты тревоги, я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно». Хотя все газеты клеветали на Григория, государь говорил, что внутри семейные дела не касаются других и всего отечества. Григорий был другом, он был почти членом семьи.
Однажды когда Григорий молился на службе Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн спросил: «Кто здесь так молится, чувствую присутствие?» Дочь Григория Матрона описывает, как Иоанн подошёл к отцу и попросил его встать. Духовные души узнают другу друга. Григорий рассказал Иоанну про всю свою жизнь, и что какая-то сила привела его в Петербург. Иоанн Кронштадтский благословил его странствовать и делать Божье дело (хотя и не открыл ему его тяжёлого будущего). Иоанн назвал его «истинным старцем». В переводе с греческого Григорий означает «бодрствующий».
Когда Григорий появился в Петербурге, к нему со всего города потянулись люди, жаждущие духовного наставления, иногда до 700 человек в день. С раннего утра приходили к нему хромые, изувеченные, люди разных национальностей и сословий просили помощи. Григорий Ефимович не мог пройти мимо чужой горести и всем помогал, исцелял. Когда люди спрашивали, как Григорий знал, кто чем болен, он отвечал, что заглядывает в душу, и Бог ему помогает. Он также говорил, что без любви и не вылечишь. Он никому не мог отказать, порой домой его привозили полулежащим, и когда он был нужен в Царском Селе, его не всегда могли сразу найти. Тысячи людей просили его о помощи. Он никогда не осуждал приходящих людей, говорил, что только Бог имеет право судить.
Григорий говорил о чудесах, которые Бог проявил через царя, который в бою не был ранен, в автокатастрофе не пострадал. Брак Николая Александровича и Александры Федоровны является идеальным. Они оба в дневниках и на словах благодарили Бога за столь чистый и тесный духовный и душевный союз. Императрица писала в дневнике мужа, что никогда не могла себе представить, что таким счастливым может быть союз двух смертных, который продлится и после этой жизни. А император писал, что надеется быть достойным того счастья, которое ему даровал Господь.
Императорские дети были простыми, образованными, открытыми, без всякой позы или чувства собственного возвышения. Они воспитывались в строгости и доброте. Государыня воспитывала в них силу духа, веру и смирение, что позволило им безропотно сносить дни заточения и принять мученическую смерть. Дети буквально боготворили родителей. Они были патриотами России, и девушки даже не помышляли о замужестве вне пределах родины. Они мечтали выйти замуж за русских и иметь детей, которые бы также служили России.
«Мы — одно, что так ужасно редко в наш век, мы тесно связаны друг с другом», — говорила Императрица Александра Фёдоровна. Григорий научал своих царских друзей принятию скорбей, ему было открыто будущее этих святых и чистых людей.
Продолжение следует…