Мааданы – это маленькая народность, живущая на юго-востоке Ирака, по границе с Ираном, где протянулись месопотамские болота — марши. Именно они и являются местом жительства арабов, которых называют мааданами.
Междуречье Тигра и Евфрата определяют, как рай или Эдем — колыбель человеческой цивилизации. Мааданы отнесены историками к потомкам шумеров или выходцам из Индии, хотя они носят традиционную арабскую одежду и говорят на арабском и арамейском языках.
До 90-х арабские марши были процветающим райским уголком, где люди, звери, птицы и рыбы гармонично сосуществовали в этой экосистеме. При диктатуре Саддама Хусейна было приказано осушить месопотамские болота, что лишало продовольствия болотных арабов и скрывавшихся здесь ополченцев. Вдоль реки Евфрат была возведена длинная плотина, прерывающая течение воды. Огромная, ранее цветущая территория, превратилась в пустыню. Тысячи человек погибли, выжившие бежали. Это была экологическая катастрофа.
Но позже, мааданы постепенно начали возвращаться в родные места, пытаясь вновь наладить жизнь. Аззам Алуаш родом из Ирака, он инженер-гидравлик и эколог, был вынужден искать убежище в США. После падения Саддама, спустя 25 лет, он вернулся домой, чтобы возродить жизнь в арабских маршах. «Это был храм, дорога к Богу, единственное место, где я ощущал покой», — вспоминает Аззам. Его проект «Вновь Эдем» стал попыткой воссоздать прошлое для будущих поколений. «Это не будет легко, — говорил он в начале своего проекта. — Это не так просто, как открыть кран. Требуется умное проектирование и самовозрождение природы для восстановления экосистемы».
В конце 2003 года Аззаму Алуаш удалось вернуть треть воды в пустынные арабские марши, а к 2015 году было возвращено уже 50% воды. Умный проект заключался в проделывании не очень большого отверстия в плотине, построенной Саддамом Хусейном. Со временем река Евфрат своим напором расширила это отверстие, и вода потекла туда, куда должна была течь. Мааданы вновь ведут жизнь в арабских маршах. И она расцветает по традиционному укладу.
В далёкие времена мааданы – болотные или камышовые арабы разделялись на две группы. Одни крестьянствовали, выращивая рис, овёс и пшеницу, другие были кочевниками и занимались рыболовством, пасли водных буйволов (буйволы, приспособившиеся к воде), овец и коров. К концу XX века в марши пришёл третий вид занятий — плетение ковриков и изделий из тростника. Вначале местные жители смотрели с презрением на плетельщиков, но потом из-за нехватки финансов эта профессия получила признание жителей.
Камыш — это жизнь для мааданов. Женщины добрую часть дня уделяют сбору камыша, и из него строят хижины, утепляют их, им кормят животных и даже изготавливают муку для хлеба. Кстати в корневищах камыша, особенно весной, много сахара и мучнистой массы. Надо только как следует измельчить их и высушить, а потом переработать в муку, тем же способом, каким добывают крахмал из перетёртого картофеля: дать ему отстояться в воде. При вываривании сока получается и сахар. Рыболовы пекут хлеб по-своему: с вечера замешивают тесто и оставляют его на ночь, чтобы оно поднялось. Днём поджигают охапку камышей и ею обжигают лепёшку, которая обретает дымный вкус.
Болотная среда ведёт к периодическим заболеваниям людей, например, малярией. Сельское хозяйство и дома также страдают от периодических засух и наводнений. Но жизнь есть и здесь – в иракских болотах.
Строительство мудхифов – построек из камыша в иракских маршах