В период зарождения китайской цивилизации объединённые войска Желтого Императора — Хуанди и Янди победили Цзио. Начался процесс, когда разные племена, разбросанные по всему Китаю, объединились, создав основу для формирования китайской цивилизации. Далее, 4000 лет тому назад наступила эпоха бронзы, которая совпала с династией Ся. Развитие литья из бронзы повлияло на социальный состав общества. Вокруг медных и оловянных шахт, а эти металлы входят в состав бронзы, образовывались свои сообщества. Были созданы цеха, где из бронзы производились различные изделия, от посуды до оружия.
Эпоха бронзы длилась более 1500 лет при династиях Ся, Шан и Чжоу. В этот период древний Китай развивался скачкообразно. В древних руинах города Инь династии Шан были найдены надписи на костях, что свидетельствует о том, что древние люди того времени уже использовали иероглифы для передачи сообщений об эпохе.
Примерно 4000 лет тому назад не только Китай, но и весь мир пережили Всемирный потоп. Исторические записи сообщают, что когда люди страдали от потопа, появился некто по имени Да Ю. Он сумел усмирить потоп, и люди могли мирно жить и работать.
Хотя китайская компартия пытается разделаться с богами и отрицает их существование и влияние на китайскую историю, в летописях указывается, что Да Ю был послан на Землю богами для усмирения потопа. Это было предвестием того, что Китаю предстоит сыграть важную роль в истории, и нельзя было, чтобы абсолютно всё культурное наследие было уничтожено.
Да Ю стал основателем династии Ся.
Профессор Ли Сюэцинь из университета Цинхуа говорит: «Очень важным символом формирования цивилизации является образ, принятый страной. Это своеобразная структура, сформированная из государства, общества и граждан, которая строится на отношении повелитель — подчинённые».
С появлением цивилизации возникает её столица. При проведении раскопок в древних столицах археологи обнаружили множество интересных находок. В 1959 году известный китайский археолог произвел раскопки на территории бывшей столицы династии Ся. Это место называется Эжлитоу в провинции Хэнань. При раскопках были найдены остатки древнейших дворцовых строений.
Было найдено не только местонахождение дворца, но выявлена закономерность архитектурного плана: дворец был построен на центральной оси, вдоль которой строились другие дворцы и формировались дворы. Идея объединяющей центральной оси уже существовала в поздней династии Ся.
Согласно древним записям, Да Ю разделил землю на девять царств.
Ван Вэй, из Китайской академии гуманитарных наук, говорит: «К югу от дворцового города была стена, отделяющая пространство в 100000 кв. метров. Там были найдены цеха по производству бронзовых изделий и сами разнообразные изделия. Вероятно, цех, находившийся вблизи дворца, служил императорам династии Ся. Есть данные подтверждающие, что раскопанные предметы происходят из Эжлитоу».
К сожалению, таких артефактов было найдено не много, но можно сделать заключение, что приёмы работы с бронзой разрабатывались уже при династии Шан.
Около XVII века до н. э. началось время династия Шан.
«Территория Ся не была большой. При своём зарождении китайская цивилизация занимала небольшую территорию. Но с приходом династии Шан ситуация сильно изменилась. Династия Шан занимала центр Китая и оказала значительное влияние на развитие культуры Китая. Столицей династии Шан был город Шан, существующий и сегодня в Чжанчжоу.
Найденные артефакты династии Шан, указывают, что люди уже умели покрывать изделия эмалью, делали предметы из бронзы, особенностью которых являлись их большой размер и вес. Они производились в большом количестве и украшались изящным цветочным узором.
Около 1300 года до н. э. столица Шан была перенесена в город Инь и оставалась там до 1046 года до н. э. Руины Инь были когда-то были обнаружены, но затем их местонахождение было забыто на сотни лет. В XIX веке крестьянин из провинции Хэнань выкопал кости, назвал их «кости дракона» и продал в аптеку, так как их стоимость составляла его годовой доход. Известный антиквар Ван Ижун купил их и обнаружил на одной из них надпись, похожую на виденные им на бронзовых изделиях. Он изучил их и пришёл к выводу, что иероглифы на костях были даже более древними, чем на бронзовых изделиях. Это были гадальные кости эпохи Шан. Он начал коллекционировать такие кости.
Позже, после многих лет исследований, Луо Чжэнью, изучавший надписи, отравился в город Шан, где, как он думал, были найдены эти гадальные кости, но оказалось, что это было не то место. Вместо этого он обнаружил руины столицы Шан. Вслед за Луо Чжэнью, известный учёный Ван Гуовэй, проанализировал имена правителей династии Шан по трудам историка Сима Цзяна. Он обнаружил совпадения надписей на гадальных костях с записями на панцире черепах.
Профессор Ли Сюэцинь напоминает: «Надписи на гадальных костях были обнаружены в 1899 году. Современная археология Китая началась с руин Инь».
За 254 года своего существования Инь служила столицей государства Шан 12-ти правителям восьми поколений. Китайский иероглиф «правитель» на гадальной кости развился из иероглифа «боевой топор». Особые бронзовые боевые топоры были найдены в царских могилах династии Шан, что указывает на то, что только избранные могли их иметь. Была также найдена могила жены императора У Ди династии Шан, её имя значится на многих обнаруженных предметах. Было известно, что Фу Хао была первой женщиной военачальником в Китае, глубоко вовлеченной в дела страны. У неё было 490 заколок для волос, чтобы каждый раз в новом образе представать перед императором. В её захоронении были найдены 755 разных изделий из нефрита, включая, фигурки лошади, тигра, дракона, феникса, слона и другие. Это указывает на то, что, вероятно, при императорском дворце имелись разнообразные животные.
Археологов озадачило, что поблизости от руин Инь не было обнаружено шахт по добыче медной руды. Откуда же тогда взялись эти артефакты?
На этот вопрос ответит следующая статья этой серии.