«Мы должны выйти из этой культуры борьбы и войны, культуры убивать».
Светлана Алексиевич
В этом году белорусская писательница Светлана Алексиевич была награждена Нобелевской премией в области литературы. За рубежом эту новость встретили «на ура», а в постсоветском пространстве возникли разногласия: с одной стороны, как ни порадоваться за победу «нашего» человека, а с другой стороны, деятельность писательницы, как копьё, пронзает устоявшиеся принципы жития, по которым существует всё ещё «красный человек», по крайней мере, в своём миропонимании. На днях писательница дала интервью Белорусскому каналу Белстат.
Светлана Алексиевич, говорит, что наша власть не знает, что такое любить свой народ, а имеет близкие и долгосрочные цели: как выжить, как победить на выборах… в 90’х люди наивно полагали, что обрели свободу, — а это процесс. Она приводит в пример слова русского писателя Варлама Шаламова, отсидевшего в сталинских лагерях 17 лет: «Лагерь развращает, как палача, так и жертву». Травма целых поколений людей ещё полностью не излечена. Писательница считает, что основная проблема «красного человека» в постсоветском пространстве, это нежелание отпускать старое из-за страха перед новым.
Светлана Алексиевич надеется, что её 40-летняя работа, которую она называет «энциклопедией красной утопии», «поможет миру лучше понять, что это такое, кто мы, почему мы так живём, почему вместо свободы мы опять выбираем рабство». Он говорит, что раньше люди за рубежом подходили к ней и говорили, что они не понимают, почему мы так живём, почему наши люди выбирают такой путь и стиль жизни. После последней её книги люди порой со слезами на глазах говорят, что теперь они понимают и с состраданием сочувствуют, насколько трудно людям постсоветского пространства выйти из коммунистического рабства и шагнуть в новую жизнь.
Раньше такие книги писательницы, как «Цинковые мальчики» и «У войны не женское лицо» были включены в школьную программу, потом на долгое время они были изъяты, а теперь опять возвращаются в школьные классы. Светлана говорит, что слышала, что есть учителя, которые борются за возвращение этих книг в программу, некоторые сами рекомендуют детям их читать.
Писательница говорит, что работу по освобождению народа не может проделать одна оппозиция. Эту работу каждый должен проделать сам, во-первых, внутри себя, во-вторых, на своём месте, там, где он находится. Этот процесс включает осознание своего прошлого. «Мы проскочили прошлое, думая, что можно идти дальше вперёд, а так не получается, нужна переоценка прошлого», — говорит она. Писательница считает, что это массовое заблуждение думать, что мы «свободны от красного человека», мы выросли на советских учебниках, в советских семьях, нас учили советские учителя.
Она говорит, что с ужасом наблюдает, как быстро сходит слой культуры с людей, они, подобно марионеткам, стремительно поддаются ненависти. Также Алексиевич считает, что немалую роль в этом играют СМИ, фильмы об НКВД и молчание интеллигенции.
Писательницу часто сравнивают с Солженицыным за разоблачение злой природы коммунизма, противостояние лжи. Оба писали о «красном человеке», только Солженицын назвал свою «энциклопедию» «Красное Колесо», а Алексиевич написала пять книг о «красной» жизни, или, как она называет, «красной утопии»: о второй мировой войне, («У войны не женское лицо»), о колониальной войне («Цинковые мальчики»), о трагедии в Чернобыле («Чернобыльская молитва») и о распаде «красной империи» («Время секонд-хэнд»). При этом сама писательница говорит, что не берётся за такое сравнение, так как на долю Солженицына выпали очень нелёгкие годы, репрессии, лагерь.
Нобелевская премия для Алексиевич не означает «уход на пенсию» или «командировку в тёплые страны на всю оставшуюся жизнь», она продолжает трудиться, на её писательском столе новая книга, новые литературные планы.
Писательница закончила интервью мыслью, что не у всех есть мужество противостоять обстоятельствам в авторитарной системе, потому что мы не вместе, а разъединены, но не надо отчаиваться, нужно спокойно и достойно делать своё дело. Если зло нельзя победить, то нужно, по крайней мере, как можно меньше в нём участвовать. Светлана Алексиевич считает, что перемены могут настать только с просвещением людей, а не через революции и выход на улицу. «Я всегда говорила, что не хотела бы, чтобы платье мне шил революционер, и зубы лечили бывшие революционеры». Ни одна авторитарная идея не вечна. Был Сталин, Каддафи, где они теперь? Остаётся жизнь, и мы, маленькие обычные люди…
Обо всём понемногу:
На конференции журналистов в Стокгольме, Светлана Алексиевич отвечала на различные вопросы журналистов. В частности, она сказала, что её следующая книга будет о любви, а если останется время, то и о старости. На вопрос, как она справляется с моральным грузом своей работы, писательница ответила, что однажды видела работу хирурга в детском онкологическом отделении, а в другой раз видела искренне молящуюся монахиню, и подумала: «Какой это сильный труд!». После этого сама себе дала клятву, никогда не говорить, что её работа тяжёлая.
На вопрос о феминизме писательница ответила, что относится к нему положительно.
Она также поделилась историей, что в молодости, из-за своего противостояния советской власти, из Минска была переселена в город Берёза. Одним из первых её ухажёров оказался сотрудник КГБ. Шутя, она говорит: «Так как он был небольшого роста, я ему отказала, но моя подруга мне сказала: «Смотри, он тебя посадит»».
На вопрос, как писательница выработала свой литературный стиль, она ответила, что выросла в семье учителей, и в доме были одни книги, больше ничего не было. Однако ей самой всегда было интереснее слушать людей на улице — и это всегда присутствовало в её сознании. В первые свои журналистские годы, она себя искала, и, прочитав книгу Алеся Адамовича «Я из огненной деревни» о том, как немцы сжигали целые деревни в Белоруссии, почувствовала, что это её стиль, её путь. Светлана Алексиевич говорит, что время сейчас ускорилось, и люди не успевают осмыслить происходящее. Новое содержание требует и новых форм.
На вопрос о роли женщин в возможной Третьей Мировой войне, писательница сказала, что да, это висит в воздухе, добавляя, что её друзья на постсоветском пространстве, которые сохранили адекватное отношение к реальности, читают дореволюционные книги, и книги, рассказывающие о 30 годах в Германии, о вхождении фашизма и тьмы в нашу жизнь. С этим чувством живёт сейчас сама писательница.
Официальная церемония награждения писательницы Нобелевской премией не транслировалась по государственным каналам Белоруссии.
В интервью с Миколой Княжицьким писательница сказала, что наблюдала как в России поднимался ком ненависти. Люди разочаровались в коммунизме и в нищете, которая сопутствовала этой идеологии, а потом, в начале 90’х к власти пришла настоящая мафия, и начали показываться фильмы про Сталина, про Берию, как они жили, какие сигары курили, какие женщины у них были, то есть старались «очеловечить» зло. По словам писательницы, ком нарастающей ненависти теперь вылился в войну с Украиной. Алексиевич считает, что потеря демократии в России была связана с тем, что никто ничего людям не объяснял. В Западных странах принято, чтобы интеллектуалы выступали по телевидению и всё людям рассказывали, объясняли.
Писатель, он немножко как врач, он обязан помогать «и тем и этим», его доброта должна вмещать в себя то, что порой не может вместить ум, с его идеологиями и принципами. «Пишущий человек должен видеть цветного человека, и этого цветного человека и показывать. Надо быть готовыми к тому, что нет химически чистого зла, зло в нашей жизни очень рассредоточено и живёт неожиданными местами», — сказала писательница.
На днях писательница поставила диагноз современной России. На вопрос, какой должна быть страна, сильной или достойной, люди выбрали первое. Она обращает внимание на то, что стремление быть «сильной страной» вытекает из комплекса неполноценности. Алексиевич считает, что на армию не должно уходить столько бюджета, так как потом надо обслуживать весь «этот металл» (военное оборудование). После 90-х был голод, люди хотели видеть мир, есть нормальную еду и хорошо одеваться, но насытившись, не нужно превращаться в дикарей, нужно чтобы материальные ценности стояли на своём месте, но не на первом.
Каково будущее России? Пойдёт ли она или должна ли вовсе идти по стопам Европы? Права ли Светлана Алексиевич, что религиозное образование бессмысленно? Как нам полностью искоренить «красного человека» из своего сознания? Предоставим читателю самому поразмышлять над этим. Нельзя не обратить внимания на то, что в комментариях, связанных с писательницей, выливается много негатива. Быть может, негатива «красного человека»? Так как в постсоветском пространстве коммунистические факторы ещё не исчезли полностью, они в книгах, скульптуре, названиях, фильмах, значках и т.п.. Эти демонические элементы беснуются, когда по ним скребут ногтем, когда на них указывают. Возможно, Светлана — скребущий ноготь, литературный «доктор», бесогон.
Молитва Велеса
Позабыли отроки имя мое,
Имя сына моего Перуна — громовода.
Воронов не слушаете, вы, русичи,
Что я вам посылаю.
Позабыли, что гуты вы.
Что свеи, да норвеи родственники ваши.
Забыли дух города Новгорода славного,
Да Пскова священного.
Войны устраиваете, не как учил я вас.
По поводу и без повода тратите жизни ваши,
А матери столетья плачут и нет конца этому.
А во имя кого погибаете, землю свою по что забросили?!
Не учил ли вас, что война средство крайнее, средство умное.
Не во благо князя паршивого,
Очередного, что вы избираете.
Но во благо народа она идет.
Народы другие терзаете,
Да нет предела злодеяниям вашим.
Души мертвые убиенных вами неправедно,
Вас самих терзают же, рядом с вами они пребывают.
Души русичей погибших,
По руководству неправедному,
Князя очередного самозваного
Не находят покоя.
А свалить вы все любите
На племя мелкое, да никчемное.
А себя рассмотреть,
Страшно вам потомки.
Сами в цепи себя вы заковываете,
Сами дуростью вашей жизнь осложняете.
И подумать, остановиться, осмотреться.
Кто ж вам мешает?
А не видели вы братьев ваших,
Что уже голову потеряли,
Да руны мои священные позором запятнали.
Середины не смогли найти и печальна судьба стала их.
А ведь вел их тот, кто от волка пошел.
Много он обещал! Но к чему он пришел?
Если кто обидел вас, прогоните его.
Если сильно обидел, отмстите ему.
Но не лезьте вы к ним, там не ваша земля.
Середину держите, будет польза тогда.