Илья ИВАНОВ. Великая Эпоха (The Epoch Times)
Ежегодная многотысячная демонстрация протеста прошла в Гонконге 1 июля, в день 15-летия передачи города под управление КНР. Организаторы говорят, что в акции приняло участие около 400 тысяч человек, что всего на 10 тысяч меньше, чем было в 2003 году.
Участники демонстрации выдвигали разные требования. В основном, они требовали от Пекина проведения расследования загадочной смерти известного диссидента Ли Ваняна, реабилитации «инцидента 4 июня» (кровавое подавление компартией восстания студентов в 1989 году), а также выражали протест против сговора чиновников и бизнесменов, намерений принять 23-ю статью «Основного закона Гонконга» (инициирована Пекином, касается, в частности, того, что запрещённые в континентальном Китае организации и группы граждан должны быть запрещены и в Гонконге, разрешает полиции без официальных санкций арестовывать людей и проводить обыски и так далее).
Местные сторонники духовной практики Фалуньгун так же приняли участие в шествии. Они призывали прибывшего в Гонконг главу КНР Ху Цзиньтао прекратить начатую 13 лет назад его предшественником Цзян Цзэминем политику преследования их единомышленников. Они также выразили требование отдать под суд зачинщиков и активных участников этих репрессий, которые международные правозащитные организации классифицируют как государственный геноцид китайского народа.
Гонконгцы выразили надежду на то, что новый глава администрации Лян Чжэньин, который вступил в должность в этот день, не будет находиться под контролем правящей на материке компартии, а будет больше прислушиваться к голосу народа Гонконга.
Как сообщают журналисты The Epoch Times из Гонконга, многие участвовали в таком мероприятии впервые. Они решили выйти на улицы после того, как услышали об инциденте с местным журналистом, которого забрали полицейские после того, как он громко спросил Ху Цзиньтао о бойне на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.
В демонстрации также участвовали и жители материкового Китая. Многие из них рассказали, что смогли узнать об инциденте с диссидентом Ли Ваньяном только с помощью специальных программ прорыва блокады Интернета, так как СМИ КНР об этом ничего не пишут. Они также выразили надежду на то, что в материковом Китае тоже будет свобода СМИ, как в Гонконге.
Были также замечены несколько человек, которые выражали поддержку новому главе администрации и критиковали некоторых оппозиционных депутатов законодательного совета за то, что они тратят на подобные мероприятия казённые деньги.
Эти люди, которые заявили, что не принадлежат ни к какой политической силе, вели себя провокационно, и в какое-то время между ними и демонстрантами вспыхнула перебранка, грозящая перерасти в потасовку. Полицейские отвели их в сторону и не подпускали близко к колонне демонстрантов.
Во второй половине дня власти Гонконга опубликовали заявление, в котором говорится, что они уважают право горожан на демонстрации и выражение своего мнения, а также заверили, что будут прислушиваться к мнению и требованиям народа, твёрдо придерживаться коренных ценностей Гонконга и прилагать все усилия для защиты свобод и прав жителей этого особого автономного района.
Вечером, когда стемнело, сотни жителей Гонконга собрались возле здания администрации города, где власти запускали праздничные фейерверки, и начали громко скандировать: «Долой Лян Чжэньина!».
В 1997 году Гонконг, который до этого был британской колонией, перешёл под управление КНР. Однако правящий в материковом Китае коммунистический режим не имеет полного контроля над этим городом, который пользуется большой автономией в соответствии с политикой «одна страна — две системы». В Гонконге осуществляется демократическая система правления в отличие от однопартийной диктатуры в материковом Китае.
Источник: Великая Эпоха