Возвращаемся назад в историю VII, VIII, IX веков, к династия Суй [589 -617] и Тан [618 -907]. Это время считается самым блистательным в истории китайской цивилизации.
Во времена династий Суй и Тан Китай развивался особенно динамично, народности объединялись, чем сплачивали страну, многие философские школы распространяли свои учения. Не только различные этнические группы страны стремились к сплоченности, в отношениях Китая с другими странами царил мир, это было время экономической стабильности. Конфуцианство, буддизм и даосизм мирно сосуществовали, расцветали наука, литература и другие виды искусства. Это великолепная эпоха в истории китайской цивилизации.
Вода источника Байфу истекает из пастей каменных драконов, далее течёт на Восток к реке Тунхуэй и затем попадает в Великий канал. Это самый северный источник, питающий водой 2000-километровый Великий канал. Великий канал – уникальное творение древних китайцев. Он охватывал большую площадь, сыграл важную роль в жизни китайцев. Он эксплуатируется и по сей день. Название «Великий Канал» подразумевает, что существует одно русло, а, на самом деле, он состоит из четырёх каналов. Он простирается от Пекина до Ханчжоу, идёт на Юг, соединяя реки Хуанхэ, Уайху и Янцзы.
Китай оставался разделённым на царства в течение 280 лет со времен династий Вэй [220 — 265] и Цзинь [265 — 420], но в 589 году династия Суй вновь объединила страну. Династия Западная Хань потратила 70 лет при четырёх императорах, чтобы сделать страну процветающей. Но династии Суй удалось сделать Китай вновь процветающим уже при её первом императоре. В хрониках записано, что при правлении императора Яна в двух хранилищах содержалось почти 2600 гектолитров зерна и десятки миллионов рулонов ткани. В 1970 году археологи, раскопавшие амбары Ханьцзя династий Суй и Тан, обнаружили помещения, способные вместить огромное количество зерна. Всё это зерно и ткани сохранились до начала династии Тан, и с этого времени китайские историки отдавали должное династии Суй, как процветающей державе.
Объединив страну, династия Суй соорудила систему каналов для соединения Севера с Югом. Эта 5000-километровая система берёт своё начало в столице страны Чанъане и идёт от провинции Цзецзун на Севере до провинции Цзецзян на Юге.
Профессор Синь Дэён и Пекинского Университета говорит: «Великий канал, построенный при императоре Ян династии Суй, — блистательнейший проект за всю мировую практику водных сооружений. Канал включал некоторые части водных путей, прорытых для соединения Хуанхэ с Янцзы. Эти пути легли в основу всей системы. Великий канал оказал большое влияние на будущее развитие китайской истории. Он играл важную роль в обеспечении товарами и продовольствием Чанъаня, самого большого города того времени».
Реки Китая в основном текут с Запада на Восток, и до династии Суй история Китая повествовала о событиях, происходивших от Запада до Востока, но с открытием Великого канала, когда соединились Север и Юг Китая, и со времени династии Тан история Китая стала описывать события, происходившие от Юга до Севера.
Чжан Гуоган, профессор университета Цзинхуа, говорит: «За десятки лет или веков развития страны при династии Тан экономическое, общественное и военное значение Великого канала стало очевидным. Начал развиваться Юг Китая. Без Великого канала судоходство и доставка богатств с Юга на Север были бы невозможными».
Великий канал привёл не только к появлению новых городов на его пути, но с середины династии Тан он способствовал включению долины Янцзы в экономический оборот страны. Экономический центр переместился с Севера на Юг.
Династия Тан была основана императором Тайцзуном (Ли Шиминь) в 618 году. Эта династия была самой процветающей в истории Китая, что можно объяснить высокими нравами, царившими тогда. Высокая мораль правителя и его подданных – путь к процветанию страны. Династия Тан совершенствовала устои, полученные от династии Суй, которая особое внимание уделяла развитию политической и научной сфер. Императорский двор династии Тан поддерживал народ, чего никогда не делал двор Суй. Император Тайцзун считал уважительное отношение к людям основой государства.
Чжан Гуоган, профессор университета Цзинхуа, говорит: «Китай воспринимал понятие отношения к людям, как основу государства. Мэнь-цзы развил понятие – «ставить людей превыше императоров». Я считаю, что император Тайцзун эффективно воплотил это понятие в жизнь. Он обсуждал с первым министром отношения между императором и людьми. Он верил, что император – это корабль, а люди — вода. Вода могла не только нести корабль, но и поглотить его».
Императору были важны чувства и интересы людей, что привело к относительно гармоничному обществу. Во время династии Суй было отменено много жестоких законов предшествующих династий, а в ранние годы династии Тан было пересмотрено законодательств Суй. В 637 году после длительной подготовки династия Тан ввела закон Цзэнван, который утверждал первенство человеческой жизни. Затем этот закон был усовершенствован императором Гауцзуном династии Тан, став первым проработанным сводом законов Китая. Красной нитью через весь закон проходил его гуманитарный аспект.
Чжан Гуоган, профессор университета Цзинхуа, говорит: «Можно сказать, что законодательство Тан ставило во главу угла человека. Династия Тан отменила жестокие телесные наказания, очень осмотрительно применяла смертную казнь. Последнее слово для её применения имел император, ему докладывали о каждом деле. Подобный приговор мог быть вынесен только после трёхкратного рассмотрения дела.
В период правления императора Тайцзуна Китай сделался гостеприимным, радушным и открытым новому. Различные народности объединились, проявлялась веротерпимость к разным вероисповеданиям, общество жило гармонично, талантливые люди поощрялись. Чанъань — столица династии, была не только центром международных контактов, но также привлекательным местом для писателей и артистов. До династии Тан столицей династий Чжоу, Цзинь, Хан и Суй более 3000 лет был город Чиэн. Династия Тан использовала столицу Суй город Дасин, как свою собственную, без всяких изменений, только переименовав её в Чанъань (Чангэн). Одно время Чанъань занимал 84 кв. километра, что в семь раз больше города Сиэн более поздних династий Мин [1362 — 1644] и Цин [1644 — 1911]. Городская стена Чанъаня имела ширину в 12 метров и в длину 37 километров. В стенах Чанъаня было три прохода. Город был тщательно спланирован, улицы разделяли город на 110 районов. Улица Цюэцюэ на центральной оси города имела ширину в 150 метров, что в два раза шире сегодняшней улицы Чанъань в Пекине.
Во время правления императора Тайцзуна его и его чиновников хвалили за храбрость и любовь к народу. Император был человеком чувствительным, когда умерла его первая жена, Тайцзун сильно горевал. Также записано, что когда ему напоминали о шести отличных лошадях, которые служили ему в военных походах, он становился грустным. Он даже приказал известному художнику Йен Ли Бэну нарисовать, по его воспоминаниям, его коней. Также было создано много скульптор этих скакунов, затем помещенных в мавзолей Чжаолин, где была похоронена его первая жена. Позднее один американец увёз в Америку две такие скульптуры, теперь они выставлены в музее Филадельфии.
Мавзолей Чжаолин был построен в память императора Тайцзуна династии Тан.
Император Ли Шиминь или Тайцзун был не единственным человеком династии Тан, проявившим особую сентиментальность и добрые чувства. Другим таким человеком был великий учёный монах Сюаньцзан [596 — 664]. В 628 году этот монах из Храма Белой лошади в Лояне отправился из Китая в Западный рай за буддийскими писаниями-сутрами. Он шёл также по Шёлковому пути. Сюаньцзан, правда, не проходил через Тибет, так как в то время это было далеко небезопасно. Но в 640 году тибетский властитель Сузэнгэнбу просил руки принцессы из династии Тан. Ли Шиминь согласился и позволил тому взять в жёны принцессу Вэньчэн. Она прожила в Тибете 40 лет, и была глубоко любима тибетцами. Принцесса принесла с собой в Тибет буддизм, под её руководством там было построено множество буддийских храмов и монастырей. Об этом периоде можно прочитать тут: pureinsight.ru
Ко времени восшествия на престол императора Сюанцзуна династии Тан, страна достигла вершины процветания во всех областях.
Показаны руины древнего города Гаочжан в Синьчжане. Когда монах Сюаньцзан проходил мимо города Гаочжан в своём известном «путешествии на Запад», он обнаружил, что большинство жителей там были ханьцами, и жили тут из поколения в поколение. Они поселились здесь ещё при династии Хань, вдали от центра Китая, убегая от войн. С 1950 года в этом месте было раскопано 500 древних могил и найдены десятки тысяч древних реликвий. Эти предметы указывают на процветание этого района при династии Тан. Тем временем Сюаньцзан вернулся в Чанъань, пройдя Шёлковым путём, после 17 лет отсутствия. Дороги длиной в 25 тысяч километров провели его по 110 странам. Китайский классический роман «Путешествие на Запад» [У Чэнъэня] описывает его путешествие в Индию за буддийскими священными писаниями. В Храме Великого Будды в Чжане в Ганьсу находится фреска «Путешествие на Запад». Когда Сюаньцзан вернулся в Чанъань, он обнаружил страну ещё более процветающей, чем в момент его ухода на Запад.
Сюаньцзан привез в Китай 657 буддийских текстов, был тепло встречен императорским двором. Император Тайцзун приказал Сюаньцзану заняться переводом текстов в городском храме Хунфу. В следующие десять лет Сюаньцзан перевёл 1330 томов этих писаний. Он написал книгу «Записки о западных странах», в деталях описывающую географию и местные обычаи посещённых им мест. Книга популярна и по сей день, как важный источник для изучения Индии.
«История Азии», книга американского историка Роудса Мёрфи, включает описание Чанъаня при династии Тан. В ней говорится, что столица Чанъань правила самой большой в мире империей, большей, чем империя Хань и Древний Рим. На её улицах можно было встретить жителей всей Азии. Это были турки, индусы, персы, сирийцы, вьетнамцы, японцы, иудеи, арабы и даже европейцы и византийцы. Найдены статуэтки династии Тан, изображающие чернокожих. Внутри стен города жил миллион человек, и ещё столько же за пределами стен. В то время Чанъань считался центром мира. Её улицы походили на международный рынок, который никогда не закрывался.
Чжан Гуоган, профессор университета Цзинхуа, говорит: «В середине VIII столетия в империи население династии Тан достигало около 70 миллионов человек, составлявших 13,4 миллиона семей. В то время Китай был самой большой страной мира. Вокруг Средиземного моря жило всего несколько миллионов человек, и это число увеличилось до нескольких десятков миллионов только в XVI веке. Династии Тан была уникальной».
Учитель Ли Хунчжи, основатель духовного учения Фалунь Дафа, в своих трудах объясняет более тонкую духовную причину, как самого процветания династии Тан, так и уникальность китайской истории в целом. Истории самой продолжительной и непрерывной в мире. Интересующийся читатель приглашается изучить эти проповеди для более углублённого понимания истории Китая и человечества в целом.