«Встречают по одёжке…»
Сейчас, как всегда в истории при нарастании нестабильности и небезопасности жизни, отсутствии ясной перспективы, человек невольно ищет покоя и защищенности для себя и своей семьи. Интуитивно он обращается к семейным, то есть, родовым ценностям и их корням. В интернете появляется всё больше блогов, сайтов, движений и организаций по возрождению традиционной культуры, к которой относится и русский костюм. Людей начинает всё больше интересовать их настоящая история, а не то, чему учат школьные учебники. Это к слову о том, что, хотя и «встречают по одёжке», провожают всё же «по уму». Ведь так заканчивается эта поговорка. Люди интересуются теперь настоящей, традиционной культурой. А её неотъемлемой частью является национальная одежда. Она имела свои особенности в разные эпохи и в разных местностях, отвечая, в том числе и особенностям климата. Что касается ансамблей народного творчества, которые выступают в этнических нарядах, то следует отметить, что это лишь сценические наряды. И они во многом стилизованы и, чаще всего, сохраняют только основные признаки национальной одежды, но созданы по моделям современных дизайнеров.
В этой статье мы предлагаем знакомство с традиционным русским костюмом, который называли нарядом, срядом или обрядом. Заметим, что последнее наречение также не случайно. Разная одежда отвечала не только ежедневным насущным потребностям для работы или праздников, но и постоянному участию в обрядах, сопровождавших все этапы человеческой жизни, от рождения до кончины. То есть одежда не могла не соответствовать общим правилам.
Итак, что же есть такое – традиционный русский костюм?
Рассматривание русских традиционных нарядов согревает сердце. Они повествуют об истории народа, пропитаны русским духом. Раньше люди говорили, что для самых важных торжеств жизни нужно шить наряды красивые, то есть красных оттенков, как маков цвет. Слова красный и красивый в поэзии являются синонимами. Поэтому в русском наряде обычно преобладают два основных цвета: доминирующий красный и белый. Также, вопреки канонам моды, русский костюм часто сочетал красный (тёплый), белый (нейтральный) и синий (холодный) цвета, которые мы видим на флаге России. Конечно, это не единственные цвета, используемые в русских нарядах, но карминно-красный цвет оставался излюбленным у наших предков. Когда люди съезжались на ярмарки, по костюмам разнообразных сочных цветов всегда можно было определить, из какой губернии человек.
Одежду изготавливали из тканей, сотканных дома из льна, конопли и шерсти. Купцы, зажиточные крестьяне могли позволить себе и дорогие покупные ткани: шёлк, бархат, парчу. С раннего детства девочки учились шить, вышивать, вязать и прясть. Все девки (не путать с современным грубым звучанием этого слова, так как на Руси так называли девочек и девушек), имели свои «инструменты» для домашних работ. Сначала это были пряльца, с взрослением мастерицы это уже были большого размера прялки и ткацкие станки.
Деревянные прялки украшались резьбой и часто бывали расписными. Свадебный наряд для себя, жениха и будущей свекрови девушка начинала готовить с детских лет. На следующий день после свадьбы, свекровь должна была выйти к людям, надев русский костюм-рубаху, выделанную молодухой. Если рубаха свекрови не удавалась должным образом, то свекровь в ней и не показывалась, отговариваясь: «Не на что смотреть!»
«Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом».
(Русская народная пословица)
Вечерами девушки и женщины часто собирались вместе в одной избе, чтобы прясть нитки, разнообразя монотонную работу песнями. Девушки, замужние женщины и будущие роженицы носили разную одежду. По крою, цвету, манере ношения одежды всегда можно было узнать многое о её хозяине или хозяйке. Одежда служила безмолвным указателем. Например, женщины иногда на праздники надевали рубаху, которую назвали «печальная». Она означала: «У меня в семье горе, я не могу участвовать в вашем веселье, но я с вами». Русский костюм также делился на будничные, рабочие и праздничные вариации.
Белая венчальная рубаха также называлась старушечьей, её могла носить не только молодая невеста, но и пожилая женщина. Старикам не полагалось носить праздничного костюма. Их наряд по крою был схож с детской одеждой, его шили из ткани белого или тёмного цвета. Когда невеста выходила замуж, по традиции она должна была плакать, прощаясь со своим родом. То есть венчание было почти трауром, и поэтому на эту церемонию девушка надевала не праздничный русский костюм, а простую рубаху. Считалось, что если она не будет плакать, то тем самым обидит свой род. Свадьба, конечно, уже была радостной и очень красочной, включая наряды невесты, жениха и гостей. Замуж выходили в своём селе, девушку порицали, если она не могла найти мужа в своём селе. Замуж выходили рано, в 13-14 лет уже подыскивали себе суженого.
Традиционная одежда была наполнена символами и знаками, прочесть которые было непросто. Каждый предмет одежды имел для владельца большую ценность и обладал особой энергетикой. Эта энергетика впитывалась поэтапно. Сначала сеяли и выращивали лён и хлопок, потом пряли и красили нитки, далее ткали материю, из которой и шилась одежда. Одежду украшали различными вышитыми узорами, которые служили оберегами от нечисти. Эти узоры служили непреодолимой преградой для злых сил. Всё это был ручной труд, то есть, на каждом этапе одежда впитывала в себя всё больше энергии от её создателя. Люди ценили одежду не только за вложенные большие усилия, но и за узоры, и её передавали по наследству нескольким поколениям. Иногда такой русский костюм называли дармовым — потому что он не стоил крестьянину никаких денег, всё делалось своими руками от засевания поля льном до готового костюма.
Судя по сохранившимся нарядам, люди были невысокого роста, сухопарые, но здоровые, судя по количеству деторождений. Особенно ценилась женщина в теле, полногрудая, с широкими бёдрами. По этой причине маленькие женщины шили одежды и фартуки со складочками, чтобы формы казались пышнее. Если у девушки были тонкие ноги, она обматывала их несколькими парами онучей для утолщения ног и надевала по 10 юбок. До замужества никаких прикасаний мужчин не допускалось, поэтому такой «обман» мог раскрыться только после свадьбы. Понятия диеты или проблемы похудания не существовало.
Пояс
Пояс служил неотъемлемой частью, как мужской, так и женской одежды. Ходить без пояса считалось грехом. Если человека распоясать — значит обесчестить, осквернить род, а человека, совершившего неблаговидные поступки, и сейчас называют распоясавшимся. Одетый при рождении или крещении пояс мог носиться всю жизнь. Иногда носили два пояса: один – данный при крещении, на голое тело, а второй — поверх одежды.
Скромность в одежде подводила к соответствующему поведению. Не было дерзости, похотливости, смешения полов, когда трудно разобрать, кто перед вами: девушка или парень, что часто можно увидеть на современных показах моды.
Женская одежда
Единого национального костюма во всей огромной России, конечно, не могло быть. Символизировали русский костюм сарафан, надетый поверх рубахи, понёва и головной убор — кокошник (или «кика»). Женщины побогаче носили тонкие рубахи с вышивкой и пышными рукавами – показателем достатка семьи, а остальная часть рубахи пряталась под сарафан. Её так и называли «рукава». В более холодное время носили душегреи. Надевали также и нижние юбки. Барышни из дворян носили туфли с бантиками и на каблучках. Головы украшали венцами.
У замужних женщин волосы были тщательно спрятаны под головным убором. Для русской крестьянки считалось грехом показаться простоволосой, то есть, с открытыми волосами. Замужние женщины (звались почётным словом «баба») волосы заплетали в две косы, которые обматывали вокруг головы и закрывали головным убором, а девушки (они звались девками) носили длинную косу. Чем длиннее и толще коса — тем девка считалась «породистей». На голове у девки была повязка, которая не закрывала косу. Платки в России завязывались, в основном, под подбородком в отличие от европейских стран. Женщины носили бусы, а иногда много бус разных цветов.
Огромная коллекция русских традиционных нарядов была собрана Натальей Шабельской.
На севере России обычно носили только сарафан, а на юге – сарафан с понёвой — клетчатой юбкой из шерстяной домотканой материи, обычно чёрного или тёмно-синего цвета, поверх сарафана. Клетка — символ засеянной земли. Костюм был многослойным и включал длинную или короткую рубаху, поверх понёвы обычно надевался передник-занавеска. Обычно у понёвы были подолы, кромки вдоль разрезов. Они были богато украшены вышивкой, алыми лентами, зубчиками, ромбами, галунными нашивками. В некоторых местах девушка надевала понёву, когда готовилась к сватанью. Даже существовал обряд, называемый «прыгнуть в понёву». Девицы расстилали юбку-понёву на земле и прыгали на неё, тем самым говоря: «Я готова выходить замуж».
У понёвы было четыре стороны — как четыре стороны света. Три из них были вышитыми, а одна оставалась чёрной, и носилась под занавеской (передником), но, когда женщина садилась, она поворачивала эту сторону назад, чтобы сесть на неё, а не на вышивки. Иногда понёвы были распашными, то есть, без передней полосы, которая закрывалась передником. Передники шили из того же материала, что и рубахи, и старались, чтобы орнаменты на обоих перекликались.
Между прочим, оборотной части одежды, изготавливая русский костюм, придавали не меньше значения, чем виду анфас, так как раньше девушки водили хороводы, и поэтому наряды обозревались со всех сторон. И девушка должна была выглядеть красиво со всех сторон.
Сарафан отличался пирамидальной формой, придававший женской фигуре стройность и величавость, а походке — плавность. Праздничные сарафаны непременно украшали по подолу и по середине. Центральная вертикальная полоса отделывалась вышивкой золотыми нитями, лентами и тесьмой. По центру часто пришивали ажурные металлические пуговицы, которые сами по себе являлись настоящим произведением ювелирного искусства. Праздничный русский костюм с сарафаном также включал в себя нагрудник на лямках, который также называли душегреей, коротёной, кацавейкой. В холодную погоду носили кофты на вате, называемыми шугаем.
Рожали женщины обычно лет до 40, и рожали много, после чего считались уже старухами и отправлялись «на печку». Рубахи свои хранили до своих же похорон.
Вышивка
Вышивкой традиционный русский костюм украшался обычно в области рукавов, груди и подола. Важное место отводилось золотым и серебряным нитям, и жемчугу. Вышивка считалась отличной, если с оборотной стороны не было узелков. Вышивкой окружали все отверстия на рубахах, как мужских, так и женских. Часто использовали орнаменты и узоры, включающие такие традиционные символы, как коловрат (он же крест-ярга, или свастика), древо жизни и другие. У женской рубахи вышивкой украшали подол. Эти узоры пришли из древней истории, сохранили языческие традиции поклонения солнцу, природе и её духам.
Головные уборы
Традиционный русский костюм, конечно же, включал в себя и головной убор.
«Кика, сорока — убор молодицы;
косник, венец — украшение девицы
сборник, повойник — убор для старухи
самый красивый — убор молодухи».
Девки вплетали в косу ленты и вешали накосник (украшение).
Замужние женщины полностью убирали волосы под головной убор, под волосник, чтобы «счастье не растерять», или «чтобы не наколдовали на волосы», зная об их магической силе связи с космосом. Выражение «окрутить парня» пошло от закручивания кос вокруг головы. Само слово «косы» происходит от слова «космы» — так раньше называли волосы, а космы — от космоса, связи с космосом. А если женщина «раскосматилась», то теряла эту связь, привлекала на себя грех. Головные уборы состояли из многих частей, и надевать их было настоящим искусством. Сначала надеваются рожки, которые держат форму головного убора, затем волосник (или повойник, в котором женщины и спали), под который убирают все волосы, потом налобник и мохры — служащие украшением. После этого голову накрывают платком и надевают самую красивую часть головного убора — венок. Рожки считались древним славянским оберегом и символом плодородия.
Кокошники (от слова «кокуш», то есть птица) обычно изготовлялись из бересты, тонкой коры берёзы, или проклеенного рыбьим клеем холста. Их носили только молодые замужние женщины первые два года замужества. Жемчуг для кокошника собирали ещё с детства будущей невесты, он был дорог. Кокошник передавался по наследству, и все девочки в семье выходили замуж в нём. Названия головных уборов бывали схожи с названиями птиц, то есть олицетворяли Небеса, то есть то, что высоко. Если разложить головной убор- «сороку» на полу, то его силуэт будет изображать птицу. «Сороку» тоже носили от свадьбы до рождения первенца. Кокошники в каждой губернии были разными.
Головные уборы женщин отличались от девичьих тем, что полностью скрывали волосы. Девушкам оставляли возможность гордиться своими косами, и закрепляли головные уборы широкими лентами, пришитыми к головному убору, и завязанными в бант. К головному убору с оборотной части пришивали полосу (или полосы) из дорогой ткани, спадающей по спине. Поверх головного убора часто надевали ситцевые или шерстяные платки и шали. В сундуке каждой женщины, вне зависимости от сословия, всегда хранилось несколько платков, предназначенных на все случаи жизни. На одежде вообще не экономили, и у каждой женщины было несколько десятков нарядов на все случае жизни, как то: посещение церкви, для работы, свадебный наряд, костюм молодухи, костюм вдовы, костюм для поездки в гости и т.п. На похороны ходили во всём белом, включая и платок, а чёрный платок для похорон пришёл уже с Запада. Траурный костюм шился из таких простых материалов, как лён, имел также простой покрой и вышивку, но только чёрную. К середине XX столетия платки были окончательно вытеснены современными или близкими к ним головными уборами. Согласно Сергею Глебушкину, собирателю и популяризатору русского костюма, у каждой женщины на Руси было не менее 30 костюмов.
В Тульской, Рязанской, Калужской, Орловской и других южных губерниях носили кики. С приходом христианства, кики стали преследоваться, возможно, из-за их рогатой формы.
Как правило, повойник носили по будням, а в праздники надевали кокошники. К началу XX века повойник вытеснил более сложные головные уборы — «сороку», кичку.
Долгое время существовал обычай венчать невест в жемчужных венцах — праздничный головной убор в виде ажурной короны, украшенный бусами, разноцветными стёклышками или жемчугом, добывавшимся в северных реках. Праздничные костюмы носились редко, поэтому они сохранились более всего.
Обувь
Русский костюм не мог не включать в себя и обуви. Обувь носили разную. Летом крестьяне носили плетённые из лыка (коры молодых деревьев, но в основном ивы и липы, которые назывались лутошками (возможно слово «лукошко» пошло оттуда)) лапти. Из того же материала плели корзины, туеса, кресла, кули и даже столы. Зимой носили валенки. Валенки не только валяли, но и вязали из шерсти. Также существовала кожаная обувь: сапоги и туфли.
Лапти носили не только летом, но зимой, тогда их плели в два-три слоя, и ноги обматывали шерстяными и льняными опорками, поэтому ногам было тепло. Летом лапти плелись из более лёгкого лыка (его размачивали в воде, оно становилось эластичным, готовым к работе). Лапти изнашивались за одну неделю! Поэтому в свободное от работы время их приходилось плести и плести.
Мужская одежда
Мужчины одевались в рубахи (полотняные, холщовые, а потом ситцевые и шёлковые) порты (штаны) и обязательно носили пояс. Мужчины сеяли и пахали (жатвой занимались женщины), работали, поэтому их одежда очень быстро изнашивалась. Существовала и праздничная одежда. Это были вышитые рубахи. После сбора урожая женщины раздевались донага и катались по полю, чтобы получить от земли силы деторождения.
Как уже упоминалось выше, свадебную рубаху жениху девочка начинала ткать и вышивать с семи лет, с помощью взрослых, особенно крёстной матери. Рубаха шилась из четырёх полос (две с передней стороны, и две с задней). Одежду шили широкой, поэтому она всем подходила. Женская одежда тоже была широкой, поэтому часто даже беременность под слоями одежды не было видно. Функциональность одежды была главным «дизайнером»: она делалась просторной для движений, то есть, удобной для трудных крестьянских работ.
Хранение одежды
Избы были перенаселены, поэтому одежда обычно хранилась на улице, в сенях, в чуланах, в сундуках. Лён и коноплю моль не ест, а шерсть «любит», поэтому её хранили на улице, при русских зимах вся эта одежда промораживалась. А летом процесс её сохранности называли «прожарить на солнце».
Люди на Руси были всегда чистые, потому что регулярно парились в банях и мылись настоем из золы. Золу замачивали в воде, она опускалась на дно, и вода становилась мыльной, ею и мылись.
Запреты на русский костюм при Петре Первом
Царь Пётр Первый известен своими новшествами, устремлением к «европеизации» России. Он издал указ о запрете на бороды и традиционные русские наряды. Поэтому постепенно в них начали появляться европейские элементы. Вначале придворные дамы испытывали трудности: привыкнуть к декольте, после платьев с закрытыми до кистей руками, было невыносимо трудно. После Петра исчезло и возрастное отличие в костюмах. Императрица Екатерина II, из-за своей пылкой любви к России, пыталась возродить русские обычаи, включая и костюм. Русские костюмы придворных отличались своим богатством, драгоценными украшениями, мехами и изящными тканями. У дворянского костюма своя история.
Немного мистики
Духовное учение Фалунь Дафа указывает на тесную связь между Россией и династией Чжоу Китая. Это была самая протяжённая по времени династия в истории Китая (сравним, Россия — самая протяжённая страна мира по территории). Возможно, династия была столь долгой, чтобы позволить всем живым существам, связанным с Россией, воплотиться там и установить кармическую связь с Китаем. Любопытно, что как раз в династии Чжоу самым благородным цветом считался красный, как и на Руси (другие династии отдавали предпочтения иным цветам. Например, династия Ся — чёрному цвету, династия Шан — белому). Более того, при династии Чжоу появились длинные платья, которые носили подпоясанными (русский поясок?).
Уничтожение традиционной культуры при коммунистическом режиме
При коммунистическом режиме начали стираться грани между мужчиной и женщиной. Всё изящное и красивое презирали. Всё должно было стать общим — коммунистическим. За появление в традиционной одежде в колхозе не ставили трудодней, а потом людей ссылали в Сибирь. За ношение традиционной одежды людей сажали в тюрьмы, а символ коловрата после второй мировой войны и вовсе запретили. «Умерла» и древняя техника украшения тканей с помощью набойки и красок, как и многие другие ремёсла.
Послесловие
Изучая традиционный русский наряд, на ум приходит мысль, что, возможно, современная одежда не только не самая красивая, но даже совсем некрасивая, по сравнению с тем, во что облачались наши предки. К тому же она даже не всегда удобна, и, конечно же, не самая дешёвая.
Сейчас можно заметить, как снова в моду входят рубахи-косоворотки и сарафаны, а также кацавейки. Последние, скорее всего, имеют другое современное название, но выглядят именно так. Есть и другая одежда, которая очень напоминает русский традиционный наряд. В реалиях современности едва ли, конечно, русские традиции в одежде будут возвращены полностью, но всё же какие-то потуги современных дизайнеров в этом направлении заметны. И это хорошо! Значит, всё-таки можно порадоваться за начало возрождения традиционной русской одежды!