Многие современные люди стремятся узнать о нашем настоящем прошлом, не просто потому, что школьные учебники часто нас обманывают или не досказывают чего-то, а ещё потому, что нам кажется, что в прошлом люди были лучше. И мы хотим знать, как они жили, и в чём-то им подражать.
Но не всё, что передаётся с древности, является, во-первых, правдой, а во-вторых, обязательно чем-то хорошим. Но, если какие-то имена дошли до нас из древности, то, вероятно, на то воля Небес, чтобы люди помнили эти имена, учились у них. И души те тем самым отблагодарены за их особый вклад в человеческую культуру.
Один из самых главных героев древнерусского былинного эпоса, а былина, заметим, от слова «быль», то есть то, что было, так вот, один из этих героев – это Илья Муромец. Илья Муромец был богатырём с необыкновенной, скорее, божественной, силой.
Такое наставление дал Илье Муромцу другой богатырь по имени Микула Селянинович:
«Кем ты не стал, что не делал бы,
Не пекись о корысти своей,
Выгоде.
А берись Илья, за такие дела
чтобы славные были
да великие,
чтобы всем от них
было радостно».
В пещерах Киево-Печерской лавры покоятся мощи преподобного Ильи. Многие не знают, что святой Илья и Илья Муромец — одно и то же лицо. Для того времени рост этого человека был довольно великим — 176 см, то есть на 10-12 см выше роста людей того времени. На теле присутствуют следы повреждений от ударов копья, а также зажим спинного нерва, подтверждающий тот факт, что долгие годы Илья Муромец не мог ходить.
Илья Муромец родился поблизости от города Мурома, в селе Карачарове, в простой крестьянской семье. Второе своё прозвище – «Гущин», он получил потому, что изба его семьи стояла вблизи непроходимого леса. Его потомки и по сей день живут в этом селе, с фамилией «Гущины». Одна из потомков говорит, что люди они мирные, и лично она особенно мирная, так как работает поваром, и хоть нет у неё такой силы, как у Ильи, она с радостью накормит всех богатырей.
Согласно былине, Илья Муромец пролежал на печи ровно 33 года. Он был немощен и не мог ходить. Однажды к нему пришли перехожие калики (странствующие мудрецы) и попросили напиться. Кроткий Илья сильно желал удовлетворить их просьбу и смог встать, чтобы принести им воды. Тогда они дали ему силу, чтобы он смог защитить Землю от нашествия половцев. Затем калики показали Илье, где находятся тайники с оружием и снаряжением, которые ему суждено было найти, перевернув по дороге громадный камень, и наказали ему идти к князю Владимиру. Стоит отметить, что Илья обладал такой силой, что мог выкорчёвывать толстенные деревья с корнем.
Илья собрался в Киев, чтобы поклониться князю и защищать Киев. Родители его благословили, но при условии, что будет он совершать только добрые дела, и не будет вступать в драку без необходимости. На пути в Киев он освобождает Чернигов от вражеской осады и продолжает свой путь в Киев, но не в обход, а прямым путём, на котором встречает Соловья-разбойника. Разбойник тот имел дочерей, поэтому вероятно имел человеческий облик, хоть и сидел на семи дубах. Свистом своим он наводил страх, так что даже конь Ильи Муромца спотыкался при звуке том. Свисту в разных культурах придаётся сакральное значение, и до сих про, если кто-то свистит дома, ему говорят: «Не свести, деньги высвистишь». А если моряк свистит, то ему говорят: «Бурю накличешь».
Соловей-разбойник в то время был злейшим врагом Киева, который многие годы перекрывал дорогу в город. Богатырю Илье удалось захватить разбойника в плен и привести на княжеской двор. Историки предполагают, что Илья победил соловья разбойника «медвежьей борьбой» (борьбой способом «подмять противника под себя»), древним стилем, уходящим далеко в до-христианскую историю, когда медведь считался тотемным животным и защитником рода. Но почему-то думается, что всё же, если Илья был избран свыше защищать родину, то тут дело не столько в стиле борьбы, а в том, что сами Небеса его укрепляли. Древние люди хорошо понимали этот принцип, что в войне выигрывает тот, на стороне которого стоят боги, поэтому отдавали воле Небес самое главное, почётное место.
В былине говорится: «И схватил богатырь идолище, и об пол его зашиб». Илья был не просто силачом, он был справедливым мужем, и даже когда видел, что князья поступают не по совести, несправедливо, указывал им на это. Жил Илья обособленно. Он часто ссорился с князем, но был готов забыть об обидах, во имя самого главного — защиты русской земли.
Самый главный подвиг Ильи – это разгром татарского нашествия. В то время, когда Хан поставил Владимиру ультиматум, что захватит и сожжёт город, а народ уведёт в плен, если князь не сдаст город, не очистит улицы и не поставит бочки с напитками на улицах — другие богатыри были в разъездах, а сам Илья был заточён в тюрьму, и морим голодом за дерзновение не повиноваться князю Владимиру и высказать своё мнение вразрез с княжеским.
Илья Муромец идёт защищать город, но не князя. А главное же – матушку землю. Богатыри в то время должны были в первую очередь победить смерть, но Илья был необычным даже среди богатырей, что отражалось в его глубокой набожности. Он порой прощал врагов, что было не типичным для того времени, не любил без причины проливать кровь и руководствовался справедливостью и честностью.
Раньше существовал такой тип женщин, назывались они поленицами. Они были степными женщинами-воительницами, и в сражении с мужчинами становились спутницами победителей. Согласно былинам, у Ильи Муромца была «гражданская жена», баба Латыгарка, и был сын, которого он убил, так как тот стал врагом народа. Но брак для богатырей в то время был роскошью, из-за преданности главному роду деятельности — защите государства. С годами богатырь оставлял службу и уходил в монастырь, отдавая остаток жизни служению Богу. Правда, Илья Муромец погиб в бою. В городе Муроме ему построили величественный памятник, воплощающий в себе и образ монаха и образ воина Руси.
Согласно Александру Белову, президенту Федерации славяно-горицкой борьбы, русский стиль борьбы, то есть национальная механика движений, подобна русскому языку. Каждый народ двигается так, как мыслит, и как говорит. У русских — язык длинный, переливчатый — такая же и традиционная русская боевая плетёнка (стиль боя). Японцы говорят короткими фразами — боевые движения у них также быстрые и короткие. У китайцев язык мелодичный, и работа в ушу также пластичная. Одно отражает другое.