Считается, что юности свойственно обольщаться и увлекаться фантомами, а потом наталкиваться на грубоватую реальность или на слишком высокую реальность, которая диктует свои правила, как например, совесть. Поэтому юность это также и время разочарований.
Юность обычно редко посвящена чему-то высокому и сверхценному, чему обычно посвящена старость. В юности люди часто разочаровываются в выборе карьеры или в романтических отношениях. Например, на первом курсе ГИТИСа все считают себя великими, то есть все мнят себя народными артистами, на втором курсе — уже заслуженные, на третьем — просто артисты, а на четвёртом — массовка, а при выпуске — непригодная толпа. На первом курсе все чувствуют себя гениями в сообществе гениев.
Ребёнок считает себя добрым, и в какой-то момент, сталкиваясь с недобрыми людьми, с обманом, неприятностями, начинает понимать, что люди бывают разными. Разочарование юности — это встреча с реальностью, не соответствующей внутренним ожиданиям. Мандельштам в 15-летнем возрасте писал:
«Я от жизни смертельно устал
Ничего от неё не приемлю
Но люблю мою бедную землю
Потому что иной не видал».
Устать от жизни можно, когда она не оправдывает надежд, которые питает душа. Пока человек «не видал иную землю», просто как тонкая, поэтическая душа он чувствует, что мир это не то, ради чего мы родились.
«Ещё обиду тянет с блюдца
Не выспавшееся дитя
А мне уж не на кого дуться
И я один на всех путях».
Самоощущение своей непричастности к этому миру — это процесс разочарования. Тогда начинается поиск духовности. Часто разочарование происходит из-за неправильной мировоззренческой картины и неправильной системы ценностей, привитых в детстве. Возможно, это связано с тем, что детям не дают развивать свою индивидуальность, то есть у них возникает бунт против внешних «правил поведения», без внутреннего понимания того, почему надо вести себя так, а не иначе.
Когда сверстники говорят: «Посмотри, какие мы, вот зайди в Интернет, посмотри на улицу, а ты всё отстаёшь и отстаёшь…». Молодая неопытная душа может ещё не иметь достаточно благочестия, чтобы противостоять этому. Девочка может ещё и удержится, а мальчик нет.
Если в детстве за ребёнка часто решают родители, то с возрастом, когда ребёнок становится постарше, он начинает принимать решения, «очаровываясь миром», а далее начинается переоценка ценностей и происходит разочарование (снятие чар), но если это не побуждает процесс духовного роста, то разочарование может проявляться, как некий цинизм по отношению к жизни.
Вся жизнь — это, по сути, пробуждение от ложных идеалов в отношении самого себя и окружающего мира. Даже в духовной жизни поначалу у многих есть желание стать «великим святым», с отсутствием всех человеческих пороков, всепрощающим и всё терпящим. Потом опять возникает разочарование «в своей мнимой святости» от соприкосновения с пока не очищенной внутренней природой. Девушкам в рамках духовного образования также присуще обольщаться мыслями: «Я такая чистая, зачем ещё связываться с женихами, выходить замуж, я хочу стать монахиней». Потом человек сталкивается с собственной природой и ограниченностью и понимает, «где ему место» и какой долгий путь нужно ещё проделать.
Большая часть нерелигиозных людей становится циниками — всё продаётся, во всём действует договор, «я всё понимаю, мне всё понятно…». То есть возникает некое надменное отношение.
Об этом в одном рассказе про монастырь. Настоятель монастыря заметил, что двое монахов слишком спокойно переносят различные оскорбления в свой адрес и унижения. Он спросил у одного, как ему удаётся быть таким тихим и смиренным, и монах ответил: «Отче, я знаю, что братья меня любят, и просто проверяют насколько я хороший монах». Потом настоятель задал тот же вопрос другому монаху, на что тот ответил: «Да, что же, это не люди, это псы лают».
То есть один переносит жизненные невзгоды с истинным терпением, смирением и пониманием, а другой с иронией, за которой скрывается внутренний бунт, осуждение и гордость. За цинизмом тоже скрывается защищающий от мира механизм.
Порой молодые люди останавливаются в своём развитии, начиная пробовать легкие возбуждающие средства, курить, затормаживаются в «дискотечном режиме», а когда уже за 40 или 60 лет, кто-то «зависает» в мире Интернета. Это тоже своего рода глухая защита от реального мира. Особенно опасно, когда, погрузившись в «виртуальную реальность», человек начинает жить бессовестно, совершенно не принимая ничто во внимание, кроме своего расчёта, своих перспектив. Человек может даже формально уйти в бизнес и даже преуспеть на этом поприще, но это не будет жизнью для его личности, а потом неизбежно наступит кризис и разочарование.
Разочарование происходит не только в юности, а на всех этапах жизни, когда вольно или невольно, осознанно или нет душа человека начинает отрываться от материального и устремляться к божественному. Чем более осознанно происходит этот процесс, тем менее болезненно воспринимает его человек. Период обольщения может длиться много лет. Важно, чтобы человек не перестал разгадывать что-то для себя важное.
Нельзя не обольщаться. Разочарование — это обязательная часть миропознания и Богопознания. Как говорили древние: «Проходит образ мира сего и привязываться к нему — дело пустое». Ничто не стабильно из того, что принадлежит к этому временному миру.
Вероятно, Творцом задумано, чтобы мир был дуалистичным, чтобы было не только добро, но и зло, тогда у человека есть выбор. Иначе если есть только добро и все могут его на блюдечке получить, то оно и добром может уже не являться. Самое сложное и духовно прекрасное – в этой мути отличить жемчужины от рыбьих глаз.
По материалам телепередачи «Душевная Вечеря»
Раньше я думал, что горы — это горы, а реки — это реки. Когда начал совершенствоваться в Дао, понял, что горы — это не просто горы, а реки — не просто реки. Когда же я постиг высшую мудрость, я увидел: «горы — это только горы, а реки — это только реки». (из Даосского учения)
Думаю, если человек совершенствует себя духовно, у него нет особых разочарований, по поводу окружающего мира. Потому что на каждом из достигнутых уровней, он воспринемает мир таким, какой он есть.
Благо, что сегодня можно найти эффективное и очень чистое учение, которое полностью адаптировано под наш современный мир.