Без знания языка сложно понять культуру другой страны и её народа. Индия – очень интересная страна. И хорошо, что там английский язык является одним из официальных, поэтому знание этого международного языка позволяет соприкоснуться с древнейшей культурой этой страны, которая наполнена экзотикой.
Каждая удивительная история не обходится без выдающихся людей. В этой статье мне бы хотелось поделиться с русскоговорящим читателем историей жизни одной индийской женщины, журналистки, которая активно участвует в «сотворении истории современной Индии». Это …
Барха Датт — фигура противоречивая. Одни люди её любят, другие ненавидят. Дочь известной индийской журналистки Прабхи Датт, она пошла по стопам матери. Выдающиеся люди обычно формируются, как личности, в сложной среде. Современная Индия — это страна, обладающая богатой и длинной историей, что, с одной стороны, делает её столь интересной и многообразной, а с другой – носительницей различных религиозных и социальных предрассудков, которые не совсем вписываются в современный мир Индии и всё ещё закрепощают умы её жителей. С этими предрассудками и борется Барха Датт.
Эта умная, смелая, решительная и беззаветно свободолюбивая женщина не соглашается «молчать в тряпочку», когда надо говорить. В своих передачах, интервью и книгах она поднимает насущные для современной Индии вопросы: эмансипация женщин, существующая в стране традиция насилия над женщиной, отражение религиозных взглядов в законах, прекращение «вечного конфликта» между мусульманами и индусами, а также отношения с Пакистаном и другие. Особо дорога её сердцу тема отношения к женщинам в Индии, а также тема свободы слова и репортажа. Барха Датт пытается придать гласности такие проблемы, как сексуальное домогательство по отношению к женщинам и тянущиеся из древности предрассудки, что женщины ниже мужчин, и что они являются «собственностью мужчин».
Unquiet
Её последняя книга называется «Unquiet» (Беспокойство). Автор рассказывает в ней о терроре войны, религиозном фанатизме, классовой и кастовой политике, разделении на касты… Барха признаётся, что соприкасаясь со столькими трагическими историями, порой она сомневается, сможет ли сама сохранить здравый рассудок.
Эта книга – не автобиография, но в ней Барха делится своим собственным переживанием, будучи жертвой изнасилования. Она говорит: «Я очень часто освещаю эту тему и побуждаю женщин говорить о ней. С моей стороны было бы лицемерным не рассказать о своём опыте». Изнасилование в семье, в рамках супружеской жизни, к сожалению, распространено в Индии по сей день.
Военный репортёр
Барха Датт стала первой женщиной репортёром, которая сама решилась, или, по её словам, «завоевала» право вести репортаж с поля боя во время Каргильской войны, когда индийская армия отвоёвывала Тигровые Холмы у пакистанских захватчиков.
Она рассказывает, что много лет спустя, об этом событии снимали фильм, и актриса, которая должна была играть её роль, звонила и задавала вопросы, которые, по мнению Бархи, звучали немного наивно. Она спросила, во что она одевалась в то время, и когда Барха ответила, что 15 дней она носила одни и те же джинсы и трусы, потому что их укрытие разбомбили. Потом актриса спросила, какой у неё был макияж?
Что означает быть хорошим репортёром
Барха говорит, что, беседуя с молодыми журналистами, она всегда говорит им, что хороший журналист, это тот, кто не боится «быть не любимым», не привязан к комфорту и размеренному стилю жизни. Если журналист хочет быть «популярным», он не может хорошо выполнять своё дело. Она говорит, что иногда её даже обвиняют в том, что она «скучная», потому что не устраивает драмы, как другие популярные телеведущие, но Барха хочет оставаться сама собой.
Барха считает, что зависимость СМИ от рынка и рекламы, намного опасней, чем даже политическое давление на СМИ. Настоящая журналистика — одна из самых сложных профессий, говорит Барха. Многие журналисты в Индии работают за очень маленькую плату, иногда без еды и воды, всё ради того, чтобы рассказать людям правду.
О себе
Барха Датт никогда не была замужем, несмотря на ложную информацию в Википедии, направленную на её дискредитацию, о том, что у неё было трое мужей мусульман.
Она говорит, что выросла в семье среднего класса, когда её отец привёз из Америки машину-иномарку, она стеснялась рассказать об этом своим одноклассникам, потому что в то время в коммунистической Индии на богатство смотрели, как на «буржуазное» дело. Сейчас Индия меняется и стала более капиталистической.
О журналистике
Барха говорит, что одна из сложных журналистских задач – это вопрос, как сделать интересную историю для широкого круга людей. Люди всё более живут для себя и всё менее сочувствуют бедам других. Всё это, наряду с давлением рынка, зависящего от рекламодателей, а также нетерпением людей к разным точкам зрения, может сделать СМИ низкокачественными. Но само СМИ не является плохим, всё зависит от людей, которые в нём работают.
Современные СМИ не могут выставлять себя в роли диктатора или наставника, вещающего информацию «сверху». Они должны давать себе отчёт в том, что читатели и зрители не глупее СМИ, однако, СМИ должны иметь смелость говорить правду.
Иногда Барху критикуют за чрезмерную «драматизацию» событий, а также за порой крайнюю точку зрения. По словам журналиста, она не относит себя ни к одной политической партии и рассматривает темы и события, как таковые.
Датт получила множество национальных и международных наград, в том числе Падма Шри — четвёртую из высших гражданских государственных наград Индии.