С древних времен до сегодняшнего дня сады играли ключевую роль в культуре и отличали одного общества от другого.
Династия Мин, существовавшая с 1368 года, считается вершиной классического китайского садово-паркового искусства.
Знаменитые сады в стиле династии Мин можно найти в городе Сучжоу в юго-восточной китайской провинции Цзянсу. Сегодня некоторые из этих классических садов внесены в список Всемирного наследия.
Миниатюрный китайский сад учёных династии Мин находится в Нью-Йорке в Ботаническом саду Staten Island. Извилистые дорожки сада, мощёные галькой, ведут к водопадам и прудикам с разноцветными рыбками. Скалы, бамбук, сосны и сливовые деревья, всё разнообразие растений специально отобрано по их форме, сезонному характеру и символическому значению.
Но не все в Китае могли наслаждаться этими садами. Такие сады — отражение богатого китайского образа жизни. У крестьян, вероятно, никогда не было ничего подобного. Учёные мужи в Китае, в первую очередь, были богатыми чиновниками. В китайских садах велись философские беседы, сочинялись поэмы и писались каллиграфии.
Китайские сады — это традиционная форма искусства, которую стоит защищать.
Для одного посетителя, в частности, нью-йоркский китайский сад в стиле династии Мин, служит местом для произведений искусства. Он приходит сюда, как правило, три, четыре раза в неделю со своей флейтой … Это даёт ему возможность просто расслабиться и вернуться к своим корням. Музыкант имеет три или четыре различные флейты и играет на различных флейтах в разное время дня».
Современное общество нуждается в месте, где можно расслабиться так же, или даже ещё больше, чем в древние времена.
В этом саду есть банановые створки. По форме они похожи на банан, а это дверь. У всех классических китайских садов присутствуют необычные дверные проемы. В каждом китайском саду учёных мужей обязательно должны быть Лунные ворота.
В китайском саду учёных также есть то, что называется Дырявыми окнами, которые позволяют видеть то, что находится по другую сторону сада. Также есть узорные рамы в окнах без стёкол, которые многие фотографы используют, как раму для картины.
Вода имеет особое символическое значение в китайском саду учёных. Она представляет собой сущность жизни. Таким образом, водопады и водные пути в саду символизируют поток и обновление жизни.
Вода в саду подобна артериям в организме. Камни — кости сада. Растения — смягчают сад. Кроме того, горные породы имеют особое значение в традиционных китайских садах.
В нью-йоркском китайском саду использованы четыре породы. К ним относятся: гранит для строительства рокариев, сталагмит — для вертикальных акцентов, небольшая галька в форме гусиного яйца — для тротуаров и мозаики во дворе и скульптурные породы озера Тай.
Первоначально в древнем Китае эти камни добывались из озера Тай, за пределами Сучжоу. Само озеро было кислотным, наверное, камни — это известняк. Когда вода проходила вокруг и через эти камни, они выедала в них отверстия. Китайцы очень ценят эти породы и считают их естественными скульптурами. Эти породы Тай, безусловно, встречаются почти в каждом саду Мин.
Породы озера Тай символизируют мудрость и бессмертие.
Внутри чайного домика, есть ещё один тип скульптурных камней — порода Линби, одна в форме феникса или дракона, и другие, например, в форме буйвола или свиньи. Порода Линби — очень плотный металлический камень. Если вы подойдёте к нему, и легонько ударите по нему ногтем, то камень зазвенит, как колокол. Китайцы и этих камней делают колокола.
Китайцы ценят эти камни за их блеск, необычные формы и интересные прожилки и полости.
Эта глубокое понимание камней происходит от древних духовных верований и тесной гармонии с природой. Скалы и горы, как полагают, источают энергию. Они символизируют жилища древних даосских бессмертных, которым китайские учёные стремятся подражать.
Концепция иметь огромные природные скульптурные камни в саду ученых, впервые появилась во время династии Тан (618 до 907).
Император Хуэйцчжун из династии Сун почти исчерпал императорскую казну в поиске пород озера Тай для своего сада. Заядлый художник, поэт, каллиграф, каким был император, он поручил всем жителям двух городов искать эти породы на дне озера.
Скалы играют важную роль в китайской поэзии и пейзажной живописи. Это излюбленное времяпрепровождение китайских учёных мужей, когда они искали убежища в своих садах.