Любое обсуждение в археологии на протяжении 2012 года было бы неполным без нашумевшей упоминания о конце длинного счета календаря майя и апокалиптические пророчества которые она породила. Имея это в виду, в следующем 2013 году крупнейшим открытием года фактически может быть то, что мы все еще здесь, по крайней мере на это продолжают делать ставку редакторы археологических изданий.
Тем не менее, вы не найдете этой истории в нашем списке Топ-10. Мы избегали спекуляций и сосредоточились вместо этого на выдающихся материальных находках, если хотите, артефактах, что найденные в земле и меняют наше представление о прошлом.
Здесь вы увидите ряд открытий, от произведений раннего наскального искусства Европы к определению того, что неандертальцы, наши ближайшие родственники, выборочно собирали и употребляли лекарственные растения, от неожиданного открытия 20-футовой египетской церемониальной лодки к раскопкам потрясающих масок, которые украшают храм майя и рассказывают нам об отношениях цивилизации с космосом.
Кроме того, это открытия, которые просто заставили нас задуматься. Что побудило кого-то завернуть свои ценности в ткань и спрятать их почти 2000 лет назад ? И почему люди Бронзовой эры в Шотландии собирали кости и хоронили их в болотах ?
Наконец, они охватывают период за последние 50 000 лет и территории от колыбели цивилизации к современным самым густонаселенным городам мира. Некоторые из открытий говорят нам о нашей изобретательности и нашей человечности. Постоянный вопрос: Люди тогда были менее развиты или подобные нам?
Маски солнечного бога майя — Эль-СОТС, Гватемла. Автор: Eric A. Powel
В городе майя Эль-СОТС (Эль Zotz) археологи раскопали серию увлекательных, выполненных на штукатурке, настенных масок. Датированные периодом между 350-м и 400-м годами н.э., высотой пять футов (1 фут = 0,3048 м), маски украшают храм на вершине пирамиды Дьявола (El Diablo), построенной в честь основателя королевской династии города . Маски были окрашены в ярко-красный цвет и изображают нескольких божеств, в том числе бога солнца. Они показывают различные фазы солнца, когда оно движется по небу. Среди богов представлена Венера и другие планеты. «Это небесная симфония» — говорит археолог Стивен Хьюстон (Stephen Houston) из университета Брауна (Brown University), который был одним из руководителей раскопок вместе с Эдвином Романом (Edwin Roman) из университета Техаса (University of Texas). «Солнце тесно связано с королевской властью майя, и эти образы прославляют эту связь».
Аптечка неандертальца — Пилона, Астурия, Испания. Автор: Zach Zorich.
Последним рубежом в исследовании неандертальцев стали не артефакты, оставленные ими, или фрагменты их ДНК. Скорее, это непонятные остатки, застрявшие в зубах. Карен Харди (Karen Hardy) из испанского Каталонского института исследований и повышения квалификации и Стивен Бакли (Stephen Buckley) из Университета Йорка в Великобритании применили различные химические анализы, которые помогли обнаружить первые доказательства того, что неандертальцы использовали лекарственные растения. Они изучали химические вещества, содержавшиеся в кальцинированном налете на зубах пяти неандертальцев возрастом от 50600 до 47300 лет назад с испанского пещеры Эль-Сидрон (El Sidrón). Исследования показали, что неандертальцы вдыхали дым сгоревшей древесины, вероятно, от костра, и они ели приготовленную растительную пищу, а также горькие на вкус лекарственные растения ромашку и тысячелистник. «Они должны были иметь совокупность знаний о растениях, чтобы выбрать тысячелистник и ромашку», — говорит Харди. Те же анализы, которые были использованы в этом исследовании имеют потенциал, чтобы быть примененными практически для изучения любых зубов. По словам Харди, они могут быть использованы для нахождения прямых доказательств диеты гоминид, какой она была миллионы лет назад.
Ученые проанализировали микроскопические материалы (вверху) на зубах неандертальцев (внизу), которые были найдены в испанской пещере Эль-Сидрон, чтобы узнать, чем именно, возможно, питались гоминиды. (Karen Hardy / Naturwissenschaften)
Первое применение яда — горы Лебомбо, Квазулу-Наталь, Южная Африка. Автор: Zach Zorich.
В Пограничной пещере в Южной Африке археологи нашли бусинки из яичной скорлупы страуса (вверху), деревянные палки для копания земли (внизу, слева) и зазубренные палки (внизу, справа), которые использовались для нанесения яда на стрелы. (Courtesy of Francesco d’Errico and Lucinda Backwell)
Зазубренная деревянная палка с Пограничной пещеры (Border Cave) в Южной Африке, датированная возрасте до 24000 лет назад, содержит ранние свидетельства о использованием людьми яда. Артефакт был найден в 1970-х годах, но новые химические исследования проведены исследовательской группой под руководством Франческо Деррико (Francesco d’Errico) из Университета Бордо во Франции обнаружили на нем незначительное количество вещества из ядовитых касторовых бобов. Палка могла использоваться для нанесения яда на наконечники стрел так же, как в современной культуре охотников-собирателей Южной Африки, носит название Сан (San). По словам Деррико, применение яда является важной составной частью традиционных методов охоты Сан потому, что их костяные наконечники стрел обычно не вызывают достаточных повреждений, чтобы убить большую добычу на месте. Орудия для нанесения яда является лишь одним из нескольких артефактов, некоторые из которых датируются уже 44000-ми лет назад, и напоминают объекты, используемые культурой Сан. Ими являются палки для копания земли, бусинки из яичной скорлупы страуса, резные клыки свиньи, костяные наконечники стрел, и кусок воска. Команда Деррика считает — находки показывают, что культура Сан появилась около 44000 лет назад, и делает их самыми ранними свидетельствами, связанные с культурой современного человека.
Эти результаты также объясняют, почему считается, что поведение современного человека — его свободно определяют как создание объектов, которые указывают на символическое мышление и сложные методы охоты — может брать начало в Африке. Ранее доказательства такого поведения были обнаружены в Южной Африке в таких местоположениях как пещера Бломбос (Blombos Cave) и «Место на вершине горы» (Pinnacle Point), где были найдены бусины, пигменты и артефакты, связанные с рыболовством, возраст которых составляет более чем 100 000 лет. Эти типы артефактов однако, кажется, исчезают из археологических данных более позднего времени, указывая, что эти культуры, возможно, исчезли. Яд и другие находки из Пограничной пещеры, с другой стороны, являются самыми ранними из тех, которые могут быть непосредственно связаны с существующей культурой. «Мы считаем, что современные люди — это люди, которые способны изменять свою культуру все время, — говорит Деррико, — но когда у нас есть очень эффективная культурная адаптация, нам не нужно ее менять».
Ацтекский похоронный ритуал — Мехико, Мексика. Автор: Roger Atwood.
Расположен в Мехико Темпло Майор (исп. Templo Mayor — «Большой храм») был до испанского завоевания центром ацтекской общественной жизни. В 2012 году археологи узнали больше о его важном значение для умерших людей. Сделав открытие, вызывающее ужас, они раскопали более 1000 плотно уложенных человеческих костей, среди которых 45 черепов и 250 челюстей. Существовал только один полный, невредимый скелет, в отдельной тайнике — женщины, которая лежала лицом вниз, левая рука которой покоилась на спине, что очень странно, а правая — на животе. Она была окружена большим количеством костей, в том числе не менее 10-ти черепами, а также приношениями из керамики и древесного угля.
Рауль Баррера (Raúl Barrera) с Мексиканского национального института антропологии и истории говорит, что больше захоронений, вероятно, «депозит закрытия», было сделано как своего рода посвящение после завершения важного этапа строительства, у 1479. Так как кости расположены очень близко друг от друга, говорит он, они должны были быть, — «погребенными в другом месте, эксгумированы и перезахоронены здесь.» Но не все. Команда Баррера раскопала вулканические плиты что использовались для человеческих жертвоприношений, под которыми исследователи обнаружили еще пять черепов с зияющими отверстиями. Жертвы, возможно, умерли на жертвенном камне, а отверстия были, вероятно, для крепления их черепов на кол, известный как цомпатли (tzompantli). Этот склеп может показаться жутким для нас, но для ацтеков он был, по словам Баррера, — «местом, где земные и небесные сферы общались друг с другом».
Галльская сторожевая застава Цезаря — Хермескайль, Германия. Автор: Andrew Curry.
Открытие коллекции из 75 гвоздей, которые использовались при изготовлении сандалий, привело немецких археологов к установлению местоположения временного римского военного лагеря близ города Хермескайль, недалеко от Трира, на юго-западе Германии, что случается довольно редко. Под руководством Сабины Хорнунг (Sabine Hornung), археолога из университета Иоганна Гутенберга в Майнце, команда раскопала главные ворота лагеря — плоские камни, которые когда-то были уложены на входе, и жернова, использовавшиеся римлянами для измельчения зерна. Среди мостовой были разбросаны куски металла, которые команда быстро идентифицировала как гвозди от сандалий. Некоторые из гвоздей были достаточно велики — до дюйма в поперечнике (дюйм = 2,54 см) и имели четкие признаки мастерских того типа, которые работали для армии, — «своего рода крест с маленькими точечными углублениями, или шипами», — говорит Хорнунг. «Это свидетельствует о том, что раскопано нами место есть, несомненно, военным лагерем», — добавляет она. Обследование с помощью георадара показали, что лагерь был застроен домами солдат, которые разместились на площади около 65 акров (1 акр = 4 046.85642 м 2).
По раскопанным черепкам гончарных изделий как местного, так и импортного римского производства, лагерь датируется 50-ми годами до н.э., периодом когда Юлий Цезарь писал своих мемуары о галльской войне. От 58 до 50 г. до н.э. Цезарь вел три кампании против галльских племен и их могущественных лидеров за контроль над территорией Галлии. Сейчас это главным образом современные Франция и Бельгия. Учитывая дату лагеря и явно кесарианськие гвозди от сандалий Хорнунг говорит: «Очень вероятно, что этот лагерь построен легионами Юлия Цезаря».
Лагерь находится всего в нескольких километрах от так называемого «варварского кольца» («Hunnenring») — великого кельтского городища со стенами высотой 30 фут (около 9 метров). Такие центры военной и политической власти сделали завоевание Галлии привлекательной целью для римлян. Сосредоточив свои усилия на этих региональных центрах, римляне могли осуществлять постоянное и сфокусированное давление на местных лидеров, вместо того, чтобы гоняться за разрозненными племенами, жившими в немецких лесах дальше на восток. Наконец, это давление и военные победы, одержанные Цезарем и его легионами, привели к завоеванию Галлии и подготовили почву для всестороннего контроля над ней со стороны Римской республики.
Для Гюнтера Моосбауера (Gunter Moosbauer), археолога из Немецкого университета в Оснабрюке, который ознакомился с открытием, находки из Хермескайля является «археологической удачей». Он говорит: «римские военные полевые кампании продолжались всего несколько месяцев, и находка одного из их временных лагерей на самом деле редкость».
Автор: перевод Анатолия Мартынюка
Источник: www.archaeology.org