Утром нас отвезли в аэропорт, мы сели на самолет до Лимы. В аэропорту Лимы со стыковкой в несколько часов была пересадка до крупнейшего города перуанской Амазонии – Икитос. Прилетели мы в Икитос вечером, получили багаж и вышли на улицу. Сразу окунулись в столь любимый мной тропический воздух, теплый, влажный, пахнущий миллионами трав и цветов. Обычно, нас везде встречали с табличкой на которой были написаны наши имена. Но в этот раз, в толпе встречающих табличек с нашими именами не оказалось. Все пассажиры вышли, разъехались на своих микроавтобусах по гостиницам, и только мы остались одиноко стоять со своими чемоданами в теплой тропической ночи. Разумеется, нас атаковали местные таксисты, хватая за руку и предлагая свои услуги. Но вид у всех был настолько бандитский, что ехать с ними не хотелось. В итоге мы выбрали женщину таксиста на странном гибриде мотоцикла и автомобиля. Дорога прошла без происшествий, гостиница была неплохая, но странно пустая. В баре официант безмерно обрадовался тому, что мы русские, и что-то увлеченно рассказывал нам на испанском языке. Жалко, что мы его не понимали, и могли только улыбаться в ответ.
На утро за нами все-таки приехал автобусик, чтобы отвезти на причал реки Амазонки. Мы должны были плыть в сельву, чтобы провести три ночи в небольшом лодже на Великой Реке. Город Икитос довольно большой, и очень бедный. Был основан миссионерами, которые пытались внедрить христианскую веру среди местных племен, а потом начал развиваться благодаря производству каучука из природного сырья – дерева Гевея, в изобилии произрастающем в Амазонской сельве. Сообщение в Икитосом возможно только по реке, или по воздуху, дорог нет. Икитос стоит на берегу Амазонки, как раз в том месте, где она сливается с рекой Нанай. Область слияние прочерчена с геометрической точностью, в Амазонке вода мутная, коричневого светлого цвета, в Нанай более темная и прозрачная. Четкая грань слияние обусловлена тем, что скорость течения двух рек разная.
Так вот, привезли нас на пристань. Вокруг стояли хибарки, покрытые ржавым кровельным железом или просто соломой.
Даже в воде, было много домиков на сваях.
Нас погрузили в лодку, и прежде чем отправиться в гущи сельвы, сначала отвезли в один из притоков, где до сих пор в джунглях живут индейцы племени ягуа.
Они, как и прежде живут охотой, рыбной ловлей, и сбором трав и растений. Раньше, они обменивали добытое ими на необходимые вещи в городе, а теперь зарабатывают на туристах показывая им песни и танцы, и продавая сувениры.
На охоте все еще используют духовые ружья. Это такая трубка из полового ствола дерева, в которую вставляется стрела, пропитанная ядом. Нужно сильно дунуть в один конец ружья, чтобы стрела полетела точно в цель. Ходят индейцы практически голые, за исключением небольших юбочек сделанных из пальмовых волокон. Они устроили нам небольшой концерт. Но в отличие от других племен, которые мы посетили, эти индейцы показывали свои танцы нехотя, чувствовалось, что эти туристы надоели им хуже смерти, но деньги отрабатывать надо. Устало выстроившись в линейку, с детьми на руках, женщины затянули протяжное «Камайяяяя» и уныло походили по кругу.
Полюбовавшись на экзотическое племя, мы поплыли по Амазонке. Когда отплыли на приличное расстояние, у лодки сломался мотор. Пришлось вызывать баржу, и на буксире возвращаться обратно на причал в Икитос. Еще часа два мы ждали нового парома. Но вот, наконец все было улажено, и лодка с работающим мотором поплыла. По обеим сторонам реки возвышалась стена леса. Было очень влажно и жарко. Все люди сидевшие в пароме, как по команде заснули, и проснулись, только когда мы причаливали к берегу. Было забавно наблюдать, разочарованные лица, поскольку все хотели поснимать и полюбоваться на знаменитую реку, а не проспать всю дорогу. На наверно духи реки решили иначе, и усыпили пришельцев. Мы вышли на берег и поднялись по деревянному мосточку в наш лагерь. Все дорожки, и домики были приподняты на два метра от земли, видимо для того, чтобы избежать нашествия муравьев и прочих насекомых. На перекладинах мосточка сидел большой попугай Ара, который приветствовал нас человеческим голосом.
Правда, по-испански. Попугая звали Педро, это была птица с большим чувством собственного достоинства. Летать он, видимо, считал делом плебейским, передвигался вразвалочку исключительно пешком.
Если перебирался с перекладины на перекладину, то помогал себе толстым клювом. Во время обедов и ужинов он приходил в столовую, и с таким важным видом садился кому-нибудь на спинку стула, что считалось честью угостить его чем-нибудь со своего стола. К тому же тот, к кому он садился, был избранным, ни у кого другого Педро подношения не принимал, а только громко ругался. Из нашей группы он избрал перуанскую девочку лет 10-ти, и неотступно преследовал ее по всей территории. Даже когда она была в своем домике, расхаживал где-нибудь неподалеку, ожидая ее появления.
Поселившись в небольшой деревянный домик на ножках, мы пошли исследовать территорию. В лодже везде были развешаны гамаки и грозди бананов. Не знаю, зачем они вешали бананы, поскольку на них сидели многочисленные тропические насекомые с большим аппетитом их поедавшие. Насекомых вокруг было много. Разноцветные кузнечики прыгали в траве, порхали разноцветные бабочки, а на дереве сидела большая черная птица с лысой красной головой, под названием гриф-индейка.
Мы с мужем расположились в гамаках, и немедленно заснули опять. Удивительная атмосфера на Амазонке, влажный и плотный воздух обволакивает теплом, полностью парализуя желание двигаться и работать.
Ближе у вечеру у нас была запланирована рыбалка на пираний. Пираньи, кстати, не такие уж и кровожадные, как многие думают. Они нападают, если чувствуют запах крови, поэтому если на теле нет никаких царапин, то можно даже с ними купаться. Мы поплыли на лодке к пираньям. По пути нам встретился загадочный розовый дельфин. Эти животные живут под водой, только выпрыгивают иногда на поверхность, чтобы глотнуть воздуха.
Об этом дельфине существует множество легенд, самая популярная, что в полнолуние они превращаются в прекрасных юношей и соблазняют молодых невинных девушек. Местные жители считают этих дельфинов священными и любят их за то, что они разгоняют стайки пираний и позволяют купаться.
Мы заплыли в затопленный лес, нам выдали удочки в виде простых прутиков с крючком на конце и кусочки сырого мяса. Пираний было много, они с азартом объедали мясо с крючков. Поймать одну рыбку удалось только гиду, который родился и вырос в одной из местных деревень.
Когда мы вернулись в лодж, было уже темно. Ночные джунгли издавали тысячи звуков: криков, верещаний, тресков, писков, кваканий. Все эти звуки сливались в удивительную музыку, разливавшуюся в теплом влажном воздухе. На столбах мостков сидели ночные лягушки со смешными присосками на лапках.
На следующее утро мы на рассвете поплыли по протокам изучать местную фауну. Животных было мало, сказывается наличие большого количества деревень в окрестных лесах. Общими усилиями нашли только игуану среди густых ветевей и тукана
Пеший поход в джунгли тоже не принес никаких фототрофеев. Но зато, я как Тарзан, покачалась на лиане.
Джунгли Амазонки удивительное место. Есть заблуждение, что джунгли это сплошная стена растительности, через которую не продраться, наполненная ужасными ядовитыми насекомыми и змеями, а на каждом дереве сидит ягуар готовый растерзать вас в клочья. На самом деле это совсем не так. Насекомые, змеи и ягуары там конечно есть, но они при виде человека стараются как можно быстрее скрыться подальше. Основу джунглей составляют огромные могучие деревья. Поскольку плодородный слой почвы в джунглях очень тонкий, свои корни деревья не погружают вглубь, а опираются на них на земле. Кроны этих деревьев закрывают солнечный свет, поэтому в джунглях всегда зеленоватый полумрак. Отовсюду свисают, как гирлянды, лианы и диковинные цветы.
Если знать свойства растений, то можно жить в джунглях долго, в некоторых лианах всегда сохраняется свежая вода. Местные жители хорошо приспособились к этим местам, наш гид много рассказывал нам про свойства растений. Из одних делают лекарство от диареи, из других от глистов (которые часто встречаются у жителей джунглей). Еще было растение, из сока которого варят клейкое вещество, чтобы бороться с насекомыми-паразитами. А из плода этого дерева получается снадобье от нежелательной беременности.
После обеда мы поехали в одну из местных деревень. Знаменита деревня была тем, что в ней производился самогон из сахарного тростника. Под это была подведена серьезная база, установлена целая самогонная фабрика, и даже имелась лицензия. Владел всем этим великолепием некий дон Педро, имя которого селяне произносили с придыханием. Сок из тростника давили в большой чан, прессом, в действие который приводили ослики, вращая рычаги. Пресс представлял из себя старинную машину 250-ти лет, привезенную то ли из Германии, то ли из Англии, жители точно не помнили. Потом выжатый сок сбраживали в половинке выдолбленного бревна, наливали в бочку, подогреваемую горящими дровами. И по змеевику охлаждали в холодной воде. В бутылочку капала огненная вода. Все это происходила прямо на улице, на голой земле. Антисанитария полнейшая. Но, тем не менее, селяне из полученной огненной воды делают несколько видов алкогольных напитков, настаивая их на травах, и продают всем желающим. Каждый вид от чего-то помогает. Мы даже продегустировали целебные напитки, и купили пару бутылочек, одну с имбирем от простуды, и другую настоянную на целом букете различных трав, которая помогала от всего.
Удивительная жизнь в джунглях. Жаль, что мы были там всего пару дней. Перед отъездом обратно, мы успели сплавать в глубину затопленного леса посмотреть на гигантские кувшинки Виктории Регии. Нас усадили в малюсенькую лодочку, которая угрожающе погрузилась в воду по самый край, и гид, отталкиваясь деревянным веслом от дна, поплыл между деревьями.
Шевелиться в лодочке не рекомендовалось, так как любое движение могло нарушить шаткое равновесие, и утопить наше плавсредство. Плыли мы довольно долго, около получаса лавируя между стволами. Когда все туловище совсем одеревенело, мы наконец выплыли на большую поляну. Вот это да!
Огромные блюдца растений сплошь покрывали поверхность воды, а между листьями торчали гигантские бутоны цветов. Диаметр листа огромный, может достигать 2 м! Эти листья могут выдержать вес ребенка. Я потрогала один лист, действительно, все прожилки были твердые, как проволочный каркас. Интересно, что цветы этой лилии сначала белые, а возрастом меняют свой цвет на розовый. Бутон появляется над водой, к вечеру раскрывается, а ночью погружается под воду вновь, чтобы утром опять появиться над водой уже розовым.
Наше время в джунглях истекло, паром в Икитос ждал на причале. Жаль, что мы не успели посетить шаманов, чтобы испробовать обряд аяхуаски. Шаманы варят напиток из лиан и трав, содержащий галлюциногены, и если выпить его, то произойдет очищение души и излечение от всех болезней. Правда, говорят, что побочными явлениями этой церемонии является рвота и сильный понос…