И не догадаетесь. Если вы не увлекаетесь всей душой и совершенно искренне изобразительным искусством. И, ежели честно признаться, то автору до сего момента тоже не было известно о существовании другого человека с такой же фамилией, как у известного поэта. Только один Иосиф Александрович, а другой Исаак Израилевич. И жили они в разное время. Но то, что каждый из них неповторим и прекрасен в своей области искусства, может быть понято и человеком от него далёким. Если услышит он и увидит то, чем знамениты эти двое Бродских. Так тот, второй, кто, если не поэт? Интересно? Узнаем вместе.
Кто, если не поэт Исаак Бродский
Изобразительное искусство – это очень широкая область. И гадать можно практические бесконечно. Но зачем такие трудности? Ведь набрав в строке поиска любого браузера эти имя и фамилию, вы быстро выйдете на эту ссылку topkartin.ru/hudozhniki/brodski. И по этому адресу можно узнать биографические факты об этом замечательном художнике. Да, Исаак Бродский – это художник, живший и писавший, вплоть до 1939 года в Санкт-Петербурге, Петрограде, Ленинграде. Умер он 14 августа указанного года там же и похоронен на Волковском кладбище.
А вот родился маленький Исаак в состоятельной еврейской семье на Рождество 1883 года. Произошло это событие 25 декабря в селе Софиевка тогда Таврической, а ныне Запорожской области Украины. И это никого не могло удивить. Ведь на тот момент целую треть населения Таврической или Запорожской, как сейчас, губернии составляли еврейские семьи.
Исаак с детских лет проявлял немалый талант, перерисовывая иллюстрации из детских книг. И даже рисовал с натуры. И родители мальчика, относясь к увлечению отпрыска без одобрения, всё же не встали у него на пути. Сначала Исаак получал образование в городском училище Бердянска, а потом был отправлен для поступления в одесское художественное училище.
Там он должен был обучаться проектированию, чтобы стать в итоге архитектором. Ах, так вот, кто, если не поэт)! Но всё сложилось иначе. И после шести лет, проведённых в училище, Исаак, сын Израилев, принимает решение стать… Нет, не архитектором. Но художником. И едет для этого поступать в Академию Художеств, что в Петербурге, в которой он без экзаменов попал сразу в класс уже известного на тот момент Репина. И остался под его отеческим крылом до самого окончания обучения. И тем, что Исаак Израилевич стал поборником классического реализма, несомненно заслуга Репина Ильи Ефимовича.
А после академии…
Стажировка молодого дарования проходила в Европе, где им написано много прекрасных этюдов и пейзажей. О творчестве Бродского говорили уже позже (цитата Александра Боровского), что это «Очень хорошее салонное, но, в то же время, выразительное, яркое и очень профессиональное искусство». И далее Боровский же: «Недаром антиквары ценили и тогда, и сейчас, Бродский — очень дорогой художник».
Но пришла революция. И по каким-то причинам Исаак Израилевич стал её певцом. Так о нём говорили позже. Но был ли в действительности он таковым? Так Чуковский говорил о художнике (часть цитаты): «…Сам Бродский очень мил…чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать „расстрелы“ и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. Здесь опять-таки мещанин, защищая своё право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией….».
И, если честно
…это даже радует, что Чуковский назвал «революционную» живопись Бродского «увлечением чуждой ему психологией». Ведь иначе как из-под кисти его могли выйти «Новолуние» или тот же «Портрет жены»? Правда далее Чуковский продолжает своё высказывание по поводу персоны Исаака Бродского такими словами: «… И я вспомнил того стройного изящного молодого художника, у которого тоже когда-то была своя неподражаемая музыка — в портретах, в декоративных панно. Его талант ушёл от него вместе с тонкой талией, бледным цветом лица….».
О художниках принято говорить, что это натуры утончённые, мало приспособленные к тяжкой действительности. И ежели это так, а это очень часто именно так, то вправе ли мы судить Бродского за это его «прикрытие чуждой психологией»? Но с другой стороны, не стало ли это всё же предательством по отношению к самому искусству? Ведь разве не мог бы Бродский вместо огромного количества портретов революционных деятелей написать нечто ещё более нежное и возвышенное, чем «Новолуние»?
Так кто, если не поэт? Певец, наступивший на горло собственной песне ради бытовых благ? Гений, который пожертвовал свободным и прекрасным искусством ради безбедной мещанской жизни? Наверное, этого мы уже не узнаем. Но Бродский так и останется для одних «певцом революции», а для других, перефразируя немного Чуковского, – стройным, изящным молодым художником, у которого тоже когда-то была своя неподражаемая музыка.
Статья написана с использование материалов сайта https://topkartin.ru.