Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
«Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись, глядючи,
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь».
Сказка начинается с того, что царь отправляется в путь, а царица садится у окна, с нетерпением ожидая его возвращения. Тут мы уже видим женскую преданность, женщина не бежит «по делам», сплетничать с подругами, смотреть телевизор, или мечтать о ком-то другом, но покорно и преданно ожидает возвращения мужа. С возвращением царя, царица даёт жизнь дочери и умирает.
«Долго царь был неутешен
Но как быть? И он был грешен;
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой».
В чём царь был грешен? Во-первых, то, что его жена скончалась в раннем возрасте, говорит, что вероятно, она была грешна, но и царь тоже, ведь Бог забрал у него любимую жену. Во-вторых, он быстро вновь женился, значит, не осознал, почему Бог забрал у него жену, сразу же постарался скрасить одиночество другой. Новая жена оказалась: «высока, стройна, бела, и умом и всем взяла, но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива». Пусть и красавица, и умная, но горделивая, не кроткая, ревнивая — нам показаны её пороки, которым не стоит подражать. Человек может быть красивым внешне и даже умным, как говорит сказка, но не быть добросердечным. Царица со всеми была черства, лишь со своим заветным говорящим (правду) зеркальцем царица была добра и весела. Пушкин нам через сказку показывает, какими самовлюблёнными могут быть женщины, пристрастными к внешней красоте, и быть «добренькими», только когда им это выгодно. Тут проявлено пристрастие «показать себя», тщеславие, привязанность к внешней форме.
Узнав у зеркальца, что дочь царя, молодая царевна, выросла и стала её «милее и белее», из ревности и зависти царица велит своей служанке увести молодую царевну в лес и оставить там на съедение волкам. Служанка делает это, правда, против своей воли, и даже лжёт царице, что привязала царевну и оставила так в лесу.
Царевна, блуждая по лесу, находит избушку и заходит в неё, а в ней живут семеро богатырей. Тем временем, царь узнаёт о потери дочери, и на поиски отправляет её суженного, королевича Елисея. Царевна стала жить у семи богатырей, как их сестрица.
«А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберет и приготовит.
Им она не прекословит,
Не перечат ей они.
Так идут за днями дни».
Здесь вырисовывается образ праведной девушки, она не смущается, что осталась одна среди названых братьев, выполняет домашние дела, не прекословит (как много споров и ругани в современных семьях из-за женской непокорности!), да и они не перечат ей, а уважают. Всем она люба, но, конечно же, она осталась верной королевичу Елисею. Вновь мы видим, с какой святостью относились раньше люди к обещаниям. Вот девушка живёт в лесу, неизвестно, где её суженый, увидит ли она его когда-нибудь, а тут красавцы-богатыри. Ан нет, всё равно ведёт себя нравственно, ждёт. Между тем, сами богатыри тоже благородны, во-первых, смиряются перед своей судьбой, что не суждено ни одному из них женится на царевне, во-вторых, они не соперничают между собой. Сегодня принято считать, что мужчины, как самцы в животном мире, обязательно должны соперничать. Тема ожидания девицами своих мужей и суженых также часто проявлена в русских народных сказках. Мужи уходили на войну, в плавание, и жёны должны были их дожидаться, не бояться оставаться в одиночестве. Коротали вечера за прялкой — полезным, медитативным занятием. Так женщины сохраняли свою женскую энергию.
Но, спустя время, честное зеркальце снова сказало царице, что царевна всё мила, и совсем не умерла. Царица отправляет служанку отнести царевне отравленное яблоко. Собака не хотела подпускать служанку к царевне. И тут показано, насколько животные чувствительны к тонкому миру, и что нужно обращать внимание на их сообщения.
Найдя царевну мёртвой, богатыри горевали, но ждали три дня, прежде чем похоронить её в хрустальном гробу. Существует много случаев, когда людей хоронили, а они, по той или иной причине, оживали. Поэтому, вероятно, существовал такой обряд, не хоронить сразу, и подождать хотя бы три дня.
«И, пред мертвою сестрой
Сотворив поклон земной,
Старший молвил: «Спи во гробе;
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса;
Дух твой примут небеса.
Нами ты была любима
И для милого хранима —
Не досталась никому,
Только гробу одному».
Царевна стала «жертвой злобе», мы видим, что злоба, ненависть, зависть, ревность — всё это негативные качества, несущие разрушение, уничтожение, и их нужно в себе устранять. Также упоминается, что после смерти дух уходит на Небеса. Сегодня не все люди верят в посмертное существование души, а раньше у людей вообще не возникал такой вопрос, поэтому они не боялись умирать в бою, они были движимы чувством долга, благородства, обязательности и т.д.
Тем временем, в поисках своей невесты королевич Елисей встречает людей, которые над ним смеются, от него отворачиваются, но он не теряет надежды. Так и по жизни, зачастую человек может слышать насмешки, но это не должно смущать его сердце, если он руководствуется праведными мотивами. Потом царевич обращается за помощью к солнцу, месяцу, ветру — все они живые.
«Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного»».
Показано, что ветер не только живой, но и ничего не боится, кроме одного Бога. Так и человек не должен иметь никаких страхов, кроме страха Судного Дня, страха не угодить Творцу-Создателю.
Интересно также, что царевна спит в гробу, во тьме до той поры, пока королевич её не находит, разбивает гроб и выводит к свету. Можно провести аллегорию с тем, что человек находится во тьме в мире земном, он как будто спит духовным сном, до поры, пока не пробудится и начнёт дорогу домой.
«В руки он её берёт
И на свет из тьмы несёт,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно».
Сказка заканчивается свадебным пиром и смертью. Умерла от тоски злая мачеха. Тоска свела её в могилу. Добро победило вновь.
Снежная Королева
Все знают эту сказку, нет смысла её пересказывать. Это не русская сказка, но очень красивая, поэтому поразмышляем и над ней. В сказке несколько второстепенных смыслов и один главный — это холодность души, которая проявляется, как безразличие, чёрствость и жестокость. Наверное, эта сказка особенно актуальна в нашем современном мире, где, несмотря на рост материальных благ, люди всё больше враждуют друг с другом, становятся бесчувственными, им сложнее сопереживать друг другу. Наше современное «царство» во многом напоминает царство Снежной Королевы, у которой много красивых ледяных статуй, и сама очень красива, но она холодна. У нас тоже много красивых домов и машин, нарядных вещей, всё блестит и светится, а в душе холод. Только с холодным сердцем можно беспощадно убивать других живых существ.
Герда проделала долгий путь, чтобы найти Кая. И только своим горячим сердцем Герда смогла «разморозить» его, развеяв чары Снежной Королевы. На пути Герда встретила разбойников, и девочка-разбойница ей помогла. Здесь нам показывают, что даже у разбойников есть добрая сторона. Наверно, только так можно спасти и наш мир — горячим, добрым, сердцем.
Сказка о Золотом Петушке
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок».
В чём же урок этой сказки? Во-первых, царь в молодые годы много воевал, а в старости, когда ему уже хотелось отдохнуть, его начали беспокоить враги. Это пример кармического возмездия: за добро — добро, а за злодеяния — возмездие. Царю пришлось испытать то, что он делал по отношению к другим.
Мудрец дал ему петушка для охраны государства, и король обещался выполнить за эту любую просьбу мудреца. Петушок славно выполнял свой долг, потом появляется шамаханская царица, пленившая царя (пристрастие к похоти). Мудрец просит царя отдать ему девицу и выполнить своё обещание. Царь протестует (не выполняет обещание), гневается, убивает мудреца, а петушок убивает в итоге царя. Это история кармического воздаяния и наглядный пример человеческих пороков: гнева, убийства, похоти, обмана.
Сказка о попе и о работнике его Балде
Мораль этой сказки кроется во Вселенском законе: не потеряешь — не приобретёшь. Тут затрагивается тема выгоды, а выгода всегда идёт рука об руку с жадностью, а жадность, как мы знаем из «Сказки о рыбаке и рыбке», не имеет границ. Чтобы что-то получить, нужно заплатить. Даже если человек не хочет платить деньгами, сама Вселенная вынудит его отдать долги, может быть, даже через потерю собственной жизни. Эта сказка учит тому, что человек должен довольствоваться тем, что ему преподнесла судьба, не гнаться за выгодой и понимать, что за всё нужно платить, как в материальном, так и духовном смысле, так как дух и материя — едины.
Колобок. Напоследок…
И, наконец, про самую-самую, казалось бы, детскую сказочку под названием «Колобок». Действия этого круглого создания показывают, насколько вредны для живого, то есть, наделённого сознанием создания, самонадеянность и самоуверенность. Колобок воображал, что он такой умелый и ловкий, и «от бабушки ушёл и от дедушки ушёл», поэтому всё ему по плечу, и никакая беда его не одолеет. Однако от судьбы не уйдешь, и твоя гордыня получает должное.
Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец.
В статье изложено новое понимание детских сказок, которое возникло у автора после изучения великого Закона Вселенной, изложенного в учении духовного совершенствования Фалунь Дафа.