Правда о традиционном китайском кунгфу

by Алекс | 24 ноября 2015 01:16

Правда о традиционном китайском кунфу

Правда о традиционном китайском кунфу

Традиционное китайское кунгфу – тема очень популярная. И его смело можно отнести к культурному наследию Древнего Китая. Но сколько правды об этом в интернете, сколько вымысла, сказать сложно. Ходят разные мнения и толкования. Но в фильме, приведённом ниже, – правда и только правда о традиционном китайском кунгфу.

Добро пожаловать на передачу «Китай без цензуры», я ведущий, Крис Чапэлл. О чём первым делом люди думают, когда слышат слово «Китай»? Кунгфу. Моё первое соприкосновение с китайской культурой произошло в детстве во время просмотра фильмов Джеки Чана. К сожалению, он казался… ну… немного сумасшедшим. Хотя многие люди заинтересованы китайскими боевыми искусствами, о них нет достаточно информации. До того, как я создал «Китай без цензуры», я работал сценаристом для шоу «Путешествие на Восток», по классической китайской новелле «Путешествие на Запад». В одном из эпизодов мы взяли интервью у мастера семи звёзд кунгфу Танла́нцюань — стиль богомола, Лонфэй Яна.

Шоу «Путешествие на Запад» закрылось до окончания сезона, поэтому я решил раскопать этот эпизод и показать его вам здесь. Надеюсь, что вам понравится.

Традиционные китайские боевые искусства имеют историю такую же древнюю, как сам Китай. Большая часть его внутреннего смысла была подавлена во время Культурной Революции Мао. Но некоторые посвящённые мастера продолжают нести наследие, удерживая его живым.

Лонфэй Ян — один из них. Но освоение кунгфу и понимание его принципов — требует намного большего, чем то, что бросается в глаза.

«Если я позволю ему двигаться в моей схватке, у меня будут неприятности. Поэтому я не даю ему никакого пространства».

Путешествие на Восток

Освоение кунгфу

Лунфэй Ян, мастер боевых искусств: «В 1985 году, я начал изучать традиционные боевые искусства. У моего дедушки была секретная брошюра под названием «Кулак Шаолинь». Внутри этого буклета находились инструкции к практике. Ежедневно я просыпался примерно в пять утра, когда было всё ещё темно. И я бежал в школу. Я всегда приходил первым. Чтобы стать мастером боевых искусств, сначала нужно усердно практиковать. Без усердной практики, даже самый умный человек не сможет стать мастером боевых искусств, или даже понять боевые искусства (ушу)».

В течении многих лет Лунфэй следовал за инструкциями буклета его дедушки, практикуя различные формы внешних боевых искусств, которые сосредотачивались на физических техниках, как удары руками и ногами. Но в 1996 отец Лунфэй познакомил мальчика с другом семьи по имени Ли. Мастер Ли был мастером стиля боевых искусств, который в дополнении к трудной физической подготовке, также сосредотачивается на медитации, медленных движениях и дыхательных упражнениях.
Сначала Лунфэй не был очень впечатлён.

Лунфэй Ян: «Мне было за 20, а Учителю Ли — за 60. Поэтому я подумал, что мне будет очень легко победить его в бою. Он похоже прочёл мои мысли и попросил побороться с ним теми навыками, которые я выучил доселе. Я сказал: «Хорошо, давайте попробуем». Во время боя, каждый раз, когда мои кулаки к нему приближались он изменял позицию и уклонялся от удара. Он был очень быстрым. Мне казалось, что я воюю с тенью, а не с человеком. Спустя несколько минут я был исчерпан. Тогда одним толчком он меня оттолкнул на несколько метров. Я уразумел, что мой предыдущий путь боевого искусства был полностью неправильным. Я не уловил суть боевых искусств. Я сосредотачивался только на поверхностных вещах. Я обнаружил, что моё тело не было сбалансированным, оно было жёстким, и мои сильные мускулы по сути замедляли скорость моего кулака».
Не смотря на физические преимущества Лунфэя, мастер Ли с лёгкостью выиграл бой, почти не используя силу. Вместо того, чтобы положиться на физическую силу для атаки и защиты, мастер Ли следовал за Лунфэем и быстро перенаправлял движения Лунфэя для своей собственной выгоды. Эта техника практикуется в том, что называется «внутренние боевые искусства». Мастер Ли является мастером семи-звёздного кунгфу «стиль богомола» — стиль традиционных боевых искусств с историей более 350 лет в Китае. Внутренние боевые искусства, или «нэйджа» подчёркивают плавные и медленные движения. Вместе с закалкой ума, практикующий учится контролировать поток ци (чи), или энергии в теле посредством мысли, особых движений и медитации.

Вскоре после боя, Лунфэй стал учеником мастера Ли. После лет практики внешних боевых искусств, он постепенно научился расслабляться и контролировать поток чи в своём теле. Лунфэй помнит практику с его учителем.

Лунфэй, мастер боевых искусств: «После того, как я начал обучаться внутренней практике, моё тело драматически изменилось. Когда я практиковал внешние боевые искусства, я мог практиковать только максимум час. Потом я уставал. В то время моя кожа была очень толстой и твёрдой. Я не испытывал боль, даже если терпел удары от тяжёлых предметов. После практики внутренних боевых искусств, я научился расслабляться. Я начал практиковать позицию лошади в течении часа или двух часов. А потом в течении трёх или четырёх часов. Это процесс привёл к большим изменениям в моём теле.

Самое важное в практике боевых искусств, это соединить тело и ум. Достичь более высокого уровня через трудности. Когда ваше мышление достигает более высокого уровня, практика также повышается».

После многих лет практики с мастером Ли, Лунфэй усовершенствовался в системе и начал думать о том, как помочь распространить пользу практики другим.

«После того, как я иммигрировал в США, я обнаружил, что люди тут испытывают много напряжения от жизни. Особенно здесь, в Нью Йорке, где все, похоже, вечно куда-то бегут. Многие западные люди обучают боевым искусствам. Я сказал себе: «Я практиковал боевые искусства в течении столько многих лет, почему я не могу обучать этому здесь?».
Так что я начал давать уроки, и в итоге они стали популярными.

Майкл Дибари — медицинский доктор в Нью Йорке и один из самых старых учеников Лунфэя. Он использует практику боевых искусств, как метод для расслабления после суетной городской жизни. Но изучение внутренних боевых искусств для Майкла в самом начале не далось легко.

Майкл Дибари: «Я никогда не делал что-либо подобное, поэтому, когда я только начал, я ели мог продержаться две минуты, и в итоге продвинулся до пяти минут. Но Лунфэй постоянно продолжал меня толкать, против моей воли, я научился это любить. В начале это сложно, но потом тело привыкает и разминается, наступает ощущение тепла и эффективности движений. Дышишь через живот и испытываешь больше ясности сознания и в целом сильнее.

Лунфэй: «В западных странах более популярны физические соревнования, такие как UFC или MMA. Они думают, что если ты можешь кого-то победить, то ты силён в боевых искусствах. На самом деле это не так. Боевые искусства — более высокий уровень».

Майкл Дибари: «Здесь в Америке в других заведениях учащих боевым искусствам, с самого начала вы учитесь как пинать и ударят. Но в Китае, в этом заведении, вы начинаете медленно с дыхания, а потом изучаете базовые движения. Тут делают акцент на изучение базовых компонентов боевых искусств, и вы прогрессируете только когда их освоили. И это может занять годы. Я практикую уже шесть лет, и моя степень только средняя, или чуть выше средней».

Начальные упражнения традиционных боевых искусств по началу выглядят простыми и скучными. Но гениальность этого кроется под поверхностью. Мистер Купер взял свой первый урок боевых искусств в 1968 и с тех пор практикует.

М. Купер, менеджер города: «Он говорит, что это как АБВ, если просто стоять и ничего не делать, а потом добавить движение, это как передвинуться к «Б», но уже не нужно думать о «А». Но когда вы научились «А» и «Б», то можно перейти к «В», но об «А» и «Б» уже не нужно думать, они стали частью вас, и не нужно думать отдельно об «А», «Б» и «В».

Лунфэй: «Чтобы научится боевым искусствам, нужно уметь претерпевать любую трудность с дисциплиной и терпением. Многие люди приходят обучаться боевым искусствам и спрашивают, как скоро они смогут достичь навыков, как у Брюс Ли, или мастера Тай Ци с сертификатом. Эти идеи не реалистичны, и также нарушают истинные принципы боевых искусств».

После того, как ученик прошёл через длительный период обучения позиции, позы, дыхания, концентрации и баланса, в практику включается упражнение «толкание рук».

Лунфэй: «Через практику этого, человеческое тело становится более координированным. Во время боя, вы можете лучше оценить сильные стороны вашего противника и изменения в движениях. Вы также лучше осознаете вашу собственную силу и энергетические проходы».

«Толкание рук» первоначально пришло из Тай ци, которое переводит это, как «отдать себя и следовать за другим». Когда ученики вместе практикуют эту технику, это как форма вопроса и ответа. Ученик делающий «толкание» спрашивает вопрос, а «получающий» ученик, должен ответить плавными движениями без сопротивления.

Майкл Завадский, программист: «Одно из уникальных вещей ушу стиль богомола, это то, что многие подобные стили обычно очень внешние, но его стиль включает много внутренних техник, тай ци, багуа и тд. Для меня более внешние формы ушу не интересны, меня притягивает именно практика с внутренним совершенствованием».

Лунфэй также обучает Тай ци, которой он обучился у своего дедушки в раннем возрасте в Китае. Тай ци также является внутренней формой боевых искусств (ушу). Не смотря на различные внешние формы, тай ци и семи-звёздный стиль богомола очень похожи. Главная разница в том, что тай ци началась как внутренняя практика самосовершенствования, которая позднее стала видом ушу, но стиль богомола сначала имел форму боя, к которому со временем добавились внешние и умственные упражнения.

«Я прихожу домой после работы и я очень уставший и под давлением и я выполняю внутреннюю практику в течении 20-30 минут, и это как будто я подзаряжаю мою батарею».

«Вашему телу нужен отдых. Люди должны иметь время для отдыха, для еды, сна, упражнений и работы. Люди должны тратить больше времени и денег на совершенствование, игру в спорт и физкультуру. Если человек не изменит его стиль жизни и плохие привычки, лекарства и медицина вовсе не помогут».

Традиционные боевые искусства приносят людям надежду и смелость напрямую встречать жизненные вызовы. Практика ушу — это путь испытать жизнь и повысить себя. Боевые искусства помогают людям улучшить их тело до самой высокой точки и достичь баланса. Они имеют 5000-летнюю китайскую традиционную историю. Иногда мои ученики зовут меня мастером (шифу), но после проживания в США такое долгое время, я не принимаю это так серьёзно, как в Китае, я просто хочу, чтобы они обучились культурной основы китайских боевых искусств. Это моя цель. Тем не менее, тут отличается от Китая. У западных людей отличная от моей культурная основа. Для них учитель — это также как друг. Поэтому, когда мы путешествуем в Китай, я им говорю, что, когда они встретятся с китайскими мастерами, как выражать уважение, что говорить, а что нельзя говорить.

«Хорошо… понял».

«Мы начинали в семь утра и иногда заканчивали в шесть вечера и делали это в течении семи дней подряд, и я получил большую пользу от обучения этими мастерами и мастером Ли. Он периодически отводил нас в сторону и показывал нам движения, а потом мы возвращались к другим мастерам индивидуально. И иногда он показывал свои боевые навыки на нас, особенно на мне.

«Почему вы думаете, что я не даю ему пространство в бою? Если я позволю ему двигаться в моём сжатии, то буду в беде. Поэтому я не дают ему никакого пространства».

«Он говорил мне: «Делай, что хочешь, наступай на меня так, как считаешь нужным, и я это делал и очень быстро разочаровывался, потому что он так легко двигался вокруг меня и так быстро. И я чувствовал, как он меня бьёт во все правильные места, и ничего не мог с этим поделать».

«Что вы будете делать, если я сейчас сделаю вам вот это?»

«Что-то типа этого».

«Так что он был очень сильным и быстры. Одна из первых вещей на которую я обратил внимание, это то, насколько быстрым он был и могучим. Он мужчина постарше, но этого никогда не скажешь».

«У них накопилось много опыта за эти годы, и они не хотят его утрачивать, хотят передать его».

Лунфэй: «Людское упрямое стремление к материальным вещам в жизни, концепция, что только материальные вещи реальны — сильно повлияло и нанесло ущерб традиционной культуре и боевым искусствам. Люди не уделяли достаточно внимания восточным философиям, традиционным концепциям, и теориям. Они их забыли».

«Я осознал, что внутренне совершенствование — это больше как секрет. Но для этого секрета нужно заплатить цену; нужно испытать много боли, чтобы понять насколько он важен».
«Только несколько людей обучаются сейчас традиционным боевым искусствам, так как это тяжело и требует много времени и терпения в практике. Поэтому традиционные боевые искусства постепенно исчезают».

Хотя традиционные боевые искусства становятся редкостью, когда-то они играли большую роль в китайской культуре и истории. Впитавшие в себя влияние Буддизма, Даосизма и Конфуцианства в китайском обществе, ушу развили глубокую нравственную основу и духовные ценности в мире боя. В отношении оружия, мастера ушу пошли дальше чем обычное практичное их использование, возвышая это до художественного выражения. Практикующий использует оружие, как продолжение своего собственного тела. Метод использования оружия зависел от стиля ушу. В стиле богомола используются узки, круговые движения рук, подражая движения богомола. С мечом практикующий также применяет узкие, круговые движения.

Изучение традиционных китайских боевых искусств требует больших затрат сил и умственной закалки, но с древних дней по сей день, культура ушу пропитана концепцией «у-дэ», что означает боевая нравственность, добродетель.

Лунфэй: «Сегодня люди рассматривают техники, как более важные, и отделяют их от идеи у-дэ. На самом деле это сущность практики ушу. Только с у-дэ мастера ушу могут лучше сбалансировать свои жизни, и показать свои высокие добродетели людям.

Однажды, когда я практиковал, мой учитель сказал мне, что меч является продолжением моего тела и отражением внутреннего меня. Но настоящий меч не в твоей руке, но в твоём сердце. Если будешь нести меч в своём сердце, не важно, что происходит, он будет направлять и охранять тебя на твоём жизненном пути.

Source URL: https://www.newsps.ru/tradizionnaia-kultura/pravda-o-traditsionnom-kitajskom-kungfu.html