Китайский фольклор хранит душу истинного Китая

by Надежда Калинина | 11 мая 2013 16:16

Несмотря на многие годы, прошедшие после «культурной революции», когда искоренялось любое упоминание об истинной культуре и нравственных началах этой страны и её народа, китайский фольклор всё же сохранил древние легенды и сказания, в которых живёт душа истинного Китая, её добро и чистота.

Что такое настоящий китайский фольклор? Это, как и в других культурах, кроме сказаний и легенд, ещё и мифы, а также пословицы и поговорки. Народная мудрость этой древнейшей нации – это кладезь нравственной и духовной культуры, порождающий не только здравые рассуждения о нашей жизни, но и добрые поступки.

При чтении возникает ощущение взгляда сквозь тысячелетия на повседневную жизнь не только простых людей, но высокопоставленных чиновников и даже императоров Поднебесной. У людей древности, будь то простолюдин или чиновник, всегда на первом месте была чистота духовная и нравственная, почитание старших и процветание нации. И никогда собственные нужды и желания не ставились выше интересов народа у членов императорской семьи. Несколько историй древнего Китая станут тому ярким примером.

Всем известно, что когда хочешь научить кого-то хорошему, нет ничего лучше, чем самому быть образцом правильного поведения. Так и поступал Чэнь Шэнхуа, служивший советником в императорском дворце. Он часто говорил, что чем выше должность, которую занимает человек, тем строже должно быть его отношение к самому себе. И только праведность души позволит завоевать народное доверие.

У Чэнь Шэнхуа было три сына. Они были старательны в учении и умны. Все трое успешно сдали экзамены и поступили на государственную службу в разных должностях. Но сыновьям всегда есть чему научиться у мудрого отца. И произошло событие, которое стало примером для среднего сына Чэнь Яоцзы в том, как следует думать о других прежде, чем совершить какой либо поступок.

Однажды Чэнь Шэнхуа прогуливался по двору и увидел, что в конюшне нет той непокорной лошади, которую никому не удавалось объездить. На его вопрос конюх ответил, что лошадь продал какому-то человеку средний сын Чэнь Шэнхуа. Услышав об этом, отец очень рассердился и обратился к сыну со словами о том, что лошадь, которую не смогли покорить люди, сведущие в этом деле, тому, кто купил её, и вовсе может принести беду своим строптивым нравом. Продолжив, Чэнь Шэнхуа сказал сыну, что тот должен пойти к приобретшему лошадь человеку и выкупить её обратно.

Чэнь Яоцзы внимательно выслушал отца и поступил по его велению. Он нашёл покупателя лошади, объяснил ему всё и забрал лошадь обратно, вернув деньги. А тот человек от души поблагодарил Ченя за добрый поступок.

Несмотря на то, что сам  Чэнь Шэнхуа и его сыновья были высокопоставленными чиновниками, он считал, что и его жена и невестки должны были трудиться, занимаясь приготовлением пищи на кухне.

Жена старшего сына, которого звали Чэнь Яосоу, была из богатой семьи министра и с детства была очень избалована. Поэтому, выйдя замуж, она была сильно недовольна тем, что ей приходится работать на кухне. Она пожаловалась своему мужу и попросила его поговорить с отцом. Но Чэнь Яосоу объяснил супруге, что его отец Чэнь Шэнхуа строго требует ото всех, и сын не может ему перечить. Также Чэнь Яосоу обратил внимание жены на то, что даже его мама тоже готовит пищу каждый день.

Но Чэнь Шэнхуа всё же узнал о произошедшем разговоре и твёрдо сказал, что и жена премьера, которым является его старший сын, тоже должна работать на кухне, потому что это правило семьи.

Но непослушная невестка пожаловалась своему отцу. А тот решил поговорить об этом с Чэнь Шэнхуа. Но выслушав отца невестки, Чэнь Шэнхуа недовольно ответил, что разве жена премьера не должна готовить? И она не готовит на всех в семье, а только лишь помогает на кухне своей свекрови. А разве не должна невестка помогать ей или свекровь должна готовить одна?

Отец невестки был очень удивлён тем обстоятельством, что так же готовит пищу и главная на кухне жена Чэнь Шэнхуа. Поэтому он согласился с тем, чтобы его дочь тоже готовила, и даже попросил Чэнь Шэнхуа воспитывать её.

А вот другая история древнего Китая, в которой чиновник поставил интересы народа выше своих и спас тысячу семей от голода.

Во времена правления императора Вэнь Сюань в месте с названием  Цинхе произошло наводнение. Более тысячи семей пострадали, оставшись в результате стихийного бедствия без пищи.

Су Цюн служил префектом в Цинхе. Он был очень взволнован тем, что пострадало столько людей, и сразу созвал тех, у кого ещё оставалось продовольствие. Он попросил их поделиться с теми, у кого его не было.

Вскоре в этом регионе начался обычный сбор налогов. Тогда Су Цюн решил доложить в императорский дворец о том, что в Цинхе есть пострадавшие от наводнения и их необходимо от налогов освободить. Но его подчинённые его уговаривали этого не делать, чтобы не подумали в руководстве, что он плохо ведёт дела, не справляется с работой. Ведь все другие чиновники в их регионе докалывали всегда только о хорошем.

Но Су Цюн ответил на это, что пусть только он один будет виноват, и это разве плохо, если можно спасти тысячу семей? Посланник правительства, который приехал после доклада посмотреть ситуацию на месте, убедился, что префект говорил правду. Нуждавшиеся семьи освободили от налогов, и люди смогли пережить сложное время. А Су Цюн, благодаря своей смелости и заботе о людях, всегда был уважаем, и имел поддержку народа.

Последняя история о том, как нищий и больной человек, обладал праведным сердцем, совершая хорошие поступки, был в итоге вознаграждён.

В посёлке Фэнцзяо, что у города Сучжоу было оживлённо, и велась бойкая торговля. В древнем храме этого посёлка ночевал нищий. Он не мог далеко ходить из-за больных ног, поэтому просил милостыню в Фэнцзяо.

Однажды утром он зашёл в туалет и обнаружил там много денег в серебряных лянах. Их было несколько сотен на вид. Он не стал их брать, подумав, что то дело, для которого они предназначались, может быть важным. А если он их возьмёт, то может случиться несчастье.

Нищий не пошёл просить милостыни как обычно, а остался на месте, ожидая хозяина денег. Вскоре пришёл человек, он был очень взволнован и явно что-то искал. Нищий спросил у него, что он ищет. Пришедший ответил, что ищет деньги в мешочке, которые потерял, когда ходил утром в туалет. Человек сокрушался о том, как же дальше он будет жить, коль потерял столько денег!

Нищий предложил этому человеку рассказать, как выглядел его мешочек, сколько было денег. И если он расскажет всё правильно, то мешочек, возможно, найдётся. На сильно веря в слова нищего, человек, однако рассказал всё подробно. Нищий понял, что видит перед собой настоящего хозяина денег и отдал их ему. Человек очень обрадовался и предложил нищему половину из того, что был в мешочке. На что нищий ответил, что если он не взял целый мешочек с деньгами, то зачем ему половина? С такими словами он предложил вновь обретшему потерянное отправится по своим делам. Удивившись такому ответу, человек всё же быстро сунул нищему 10 лян и убежал. А нищему ничего не оставалось, как деньги эти принять.

Позже, подойдя к одному из перекрёстков посёлка, нищий увидел там девушку, которая стояла рядом с отцом и горько плакала. Нищий спросил, в чём дело и узнал, что девушку как заложницу до уплаты долга хочет забрать кредитор. Нищий спросил, сколько денег должны отец и дочь? Оказалось, что их долг не превышает 10 лян. Нищий обратился к кредитору, пристыдив его тем, что из-за такой малой суммы он хотел разлучить семью. Кредитор же  предложил нищему, раз тот так добр, заплатить долг этих двоих. Без раздумий нищий отдал свои 10 лян. Кредитор же был этим очень недоволен. Ведь он хотел забрать девушку не из-за денег, а потому, что она была очень хороша собой.

Возненавидев нищего, кредитор обратился в управу посёлка и обвинил нищего в воровстве. А иначе откуда же взяться у него десяти лян? Но губернатор был честным и добрым человеком. Он во всём разобрался, определил, что нищий не виноват  и похвалил его за доброе дело. А человек, который дал нищему десять лян, услышал о том, что произошло, и тоже приехал, чтобы встать на защиту нищего.

В итоге злого кредитора наказали за клевету, а губернатор повелел управе тот рис, который торговцы приносят для проверки каждый день, отдавать теперь нищему. С той поры нищий перестал бедствовать, и даже смог скопить некоторую сумму денег. А однажды ему посчастливилось, и он встретил хорошего врача, который посоветовал ему, как излечить свои ноги.

Выздоровев, нищий смог устроиться на работу. А через десять лет он стал богатым и уважаемым человеком. Он продолжал творить добро, живя счастливым и уважаемым человеком до конца дней.

Вот такие истории из жизни древнего Китая. Эта последняя из тех, которые пересказал вам автор статьи, но не последняя из тех, что может предложить нам богатый подобными историями китайский фольклор. И каждая история учит добру, праведной жизни, трудолюбию, честности и многому тому, что несколько позабылось в нашей современной реальности, что можно обобщить одним словом – нравственность.

А китайские поговорки и пословицы? Они часто прямо говорят о том, как нужно, и как не следует поступать. Вот несколько из них:

— азартные игры приводят к грабежу, а разврат – к убийству

— будешь три года совершать добрые поступки – не узнает никто, а однажды совершишь дурной, так сразу узнает вся Поднебесная

— взаимное доверие – основа дружбы

— взял в долг – верни, второй раз легко будет взять

И это малая толика той народной мудрости, следуя которой можно жить достойно и праведно. А это, если вспомнить всё те же китайские мудрости, приводит обычно к счастью и процветанию.

Нравственность и духовность – это то, чему уделяли много внимания в древнем Китае. И пусть в смутное время так называемой «культурной» революции многое и было утрачено, но то, что осталось, что сохранил китайский фольклор, так же настойчиво взывает к тому божественному началу, что есть в каждом человеке, возвращая к жизни все самые лучшие человеческие качества.

Source URL: https://www.newsps.ru/tradizionnaia-kultura/kitajskij-fol-klor-hranit-dushu-istinnogo-kitaya.html