История китайской цивилизации. Великая Стена, часть 2

by Алекс | 11 апреля 2012 14:55

Объединив в 221 году до н.э. Китай, Цинь Ши Хуан-ди стал первым императором Китая. Ко времени императора Хань — Ву Ди, который правил с 141 г. по 86 г. до н.э., уже сформировалась многонациональная общность, в которой преобладала этническая группа хань. Каждая этническая группа имела свои традиции, а вместе они создали культуру Цинь хань.

Зимой 198 года до н.э., ханьская принцесса вышла замуж за Цзинь-ди из северного племени. Это был дипломатический брак для улучшения политических отношений. Во время своего совместного правления, ханьские императоры Хань-ди и Цзинь-ди выработали стратегию правления, основанную на сокращении налогов и рабского труда. В результате люди смогли прийти в себя после периода лишений, и страна стала процветать.

В Янлине можно посетить мавзолей императора Цзинь-ди, которого история описывает, как хорошего правителя. Считается, что он был экономным, хотя в его могиле также было найдено немало богатств. Многие императорские захоронения находятся в окружении других могил. Вокруг ханьского этого погребения находятся ещё 157 захоронений. Когда в 90-х годах археологи начали документировать находки из этих захоронений, они были поражены большим количеством фигурок глиняных домашних животных, статуй слуг, воинов, еды, колесниц, лошадей и прочих вещей, принадлежавших императору, что указывает на их роскошный образ жизни. Возможно, мужские и женские фигуры представляют тех, кто прислуживал императору и охранял его. Их одежда в основном истлела, но можно предположить, что это были шёлковые красивые одеяния.

Женская одежда хань была изящной и свободной. Женщины хань имели грациозную, спокойную походку и излучали внутреннюю радость. В отличие от терракотовых воинов династии Цинь, скульптуры эпохи Хань имеют расслабленные и спокойные выражения лиц, что указывает, что у них была благополучная жизнь.

Вначале династия Хань была очень бедной. На выездах императора лошади были разномастными, слабыми. Чиновники часто ездили на телегах, запряженных волами. Спустя 70 лет, ко времени императора У-ди, после императоров Вэнь-ди и Цзин-ди, расцвело коневодство. Если кто-то ехал по делам на кобыле, его высмеивали.

В древние времена лошади играли важную роль в войне. Император Вэнь приказал разводить хороших коней, и к концу правления императора Цзин-ди, они добились успеха. К тому времени на северо-западе Китая было 36 коневодческих хозяйств. Ханьский двор, наконец-то, получил сильную кавалерию, которая была важной частью военной стратегии императора У-ди. Император обнаружил два вида наилучших лошадей, один из них был завезён его полководцем из Узбекистана. Император даже написал стихотворение, восхваляющее эту породу лошадей.

В центральной части Китая, рядом с Чанъанем, находятся захоронения императоров Хань. Самое большое принадлежит У-ди, оно второе по размеру после похоронного комплекса Цинь Ши Хуан-ди.

Целых сто лет, с момента утверждения династии Хань, северные племена продолжали нападать на жителей Хань. Император У-ди, взойдя на трон в 140 году до н.э., не согласился руководить слабой и пассивной страной. Лю Бан, первым из императоров династии Хань, перенял военную систему Ши Хуан-ди. Император У-ди усилил и улучшил её и сделал империю сверхмощной. Со временем появились несколько выдающихся военачальников.

В 119 году до н.э. император приказал двум военачальникам избавить страну от набегов кочевых северных племён. Полководцы вели армию двумя путями — через Север и Монголию, они отогнали кочевников к берегам Байкала. Наконец, Китай стал единым и безопасным. Южные племена были в союзе с Хань, и было создано две новых провинции. На черепице крыш города Чанъань были такие надписи: «Тысяча лет правления!» и «Хань правит миром». Хотя правила ли какая-нибудь империя тысячу лет? Ответ, конечно, отрицательный.

Люди того времени мыслили и чувствовали себя, как члены единой культурной группы, это было началом национального единства.

То, что при династии Хань называлось западными территориями, сегодня – Синьцзян. На этой территории проживало 36 народностей.

В 139 году до н.э. Чжан Цянь отправился с дипломатической миссией в западные районы. Он вернулся в Чанъань спустя только 13 лет, испытав много трудностей (его продолжительная поездка запечатлена на фресках в пещерах Дуньхуан). В своём докладе императору У-ди Чжан предлагал императору установить торговые связи с жителями тех мест и поддерживать безопасность торгового пути «Восток-Запад». Император принял предложение, и «Шёлковый путь» был включен в экономическую политику Китая. С открытием Шёлкового пути Китай стал действительно великой азиатской державой.

Доклад Чжана включал сообщение об Иране, Индии и других центрально-азиатских стран. В то время даже Римская империя получала товары из Китая. Шёлковый путь продолжал способствовать процветанию стран вплоть до династии Юань в XIII столетии. Шёлковый путь начинался от Чанъаня. Императорский дворец занимал почти треть уже огромного города, а вокруг было 160 пригородных районов, которые назывались Ли. В Чанъане было 9 рынков, принадлежащих власти. Все транзитные перевозки должны были совершаться в соответствии с государственными правилами, такая система существовала сотни лет, вплоть до династии Тан.

К шестому году правления императора У-ди население Китая достигло 37 миллионов, в Чанъане проживало 250 тысяч человек, а включая пригороды — 1 миллион. Чанъань можно было сопоставить с Римом.

Процветали искусства театра, музыки и танца. Представления были доступны лишь знати, хотя сами артисты были выходцами из слоя обычных людей. Время династии Хань было спокойным, страна процветала. Китай в то время был не только самой многонаселённой страной мира, но и самой богатой.

Денег было так много, что в хранилищах казны, нити на которых были нанизаны монеты, лопались. Еды было так много, что она сгнивала, и некому было её употребить.

Огромное количество книг хранилось во дворце Уэян и зале Тьянлу. Возможно, именно тут великий историк Сыма Цянь начал изучение их. Первая сводная история Китая под названием "Исторические записки" была окончена им в 98 году до н.э. Его труд охватывает историю от эпохи Желтого императора вплоть до правления императора династии Хань У-ди.

В своей «Истории» Сыма Цянь положительно рассматривал многонациональное, объединенное и централизованное государство. В «Истории династии Хань», написанной Бань Гу, эта тема раскрывается более детально с акцентом на географию Китая. В то время в Китае было 103 провинции и более тысячи округов.

Какая философия и какие моральные принципы позволяли руководить такой большой и многообразной страной?

Многие философы и мыслители внесли свой вклад в формирование системы мышления и поведения, способствующей мирному процветанию общества и развитию культуры династии Хань. Это было время, когда над воплощением в жизнь идеи объединенной страны совместно «работали» многие народности.

«Многонациональная страна, — говорит Лю Циньчжу из Китайской академии общественных наук, — с доминирующей этнической группой хань, в процессе своего формирования приобрела форму единой, централизованной империи».

В династии Хань, учёные мужи способствовали распространению культуры Хань, строя по ней свою жизнь, и они создали целый набор культурных норм, охватывающих сферы литературы, правоведения, обычаев и морали, включив в него мудрость всех этнических групп. В то время были основаны точки согласия с этими группами и разрешены разногласия.

В итоге император У-ди принял предложение Дун Дун Шу принять конфуцианское мировоззрение, как основное и запретить все остальные. Так начался период, когда Конфуция почитали превыше всех остальных.

От Лю Бана, первого императора Хань, до У-ди — главенствующей политической идеологией считался даосизмом (хотя даосизм в корне не имеет много общего с политикой). Корень такого миропонимания лежал в жизни гармонии с природой (Дао). С воцарением У-ди Китай стал очень сильной державой с точки зрения военной и экономической, поэтому этот император принял более новаторский подход.

В 110 году до н.э. император У-ди повёл десятки тысяч человек в небывалый паломнический поход к горе Тайшань, одной из главных гор Китая. На этой горе император приносил жертвоприношения Небесам и Земле.

История китайской цивилизации. Великая Стена

Source URL: https://www.newsps.ru/tradizionnaia-kultura/istoriya-kitajskoj-tsivilizatsii-velikaya-stena-chast-2.html