История китайской цивилизации. Династия Тан, часть 2

by Алекс | 20 апреля 2012 18:28

Во времена династий Суй и Тан Китай переживал чрезвычайно динамичный период развития. Благодаря Шёлковому пути, Китай поддерживал связи более чем с 300-ми державами.

Во II веке н.э., при династии Хань, Цзян Чэн, императорский посол отправился в западные края. В результате его поездки династия Хань подключила торговые пути западного региона к путям, ведущим в Персию и Рим. Это привело к окончательному формированию Шёлкового пути. С началом его использования торговые интересы объединили цивилизации древнего Египта, Индии и Китая при династиях Хань и Тан. В итоге в эпоху Тан Шёлковый путь привел к динамичному развитию культурных обменов между Китаем и другими странами.

Мэн Фаньжэнь из Китайской академии социальных наук говорит: «Шёлковый путь был дорогой дружбы, углубил взаимопонимание народов, живущих вдоль него. Он способствовал продвижению культурных, научных и технических обменов. К тому же, для поддержания близких отношений со странами Запада, династия Тан обменивалась с другими странами послами, используя Шёлковый путь, поэтому дорога стала называться Посольским путём».

В хрониках Тан указывается, что династия поддерживала связи более чем 300 державами и регионами мира. В Китае встречались жители Японии, Кореи, Индии, Центральной Азии и Ирана, и династия была открыта другим культурам Азии и Европы.

Профессор Чжан Гуоган из университета Цзинхуа говорит: «Многие иноземцы занимали должности при императорском дворе династии Тан. Представители Японии, Кореи и ещё пяти центрально- азиатских стран высокими гражданскими и военными чинами при Тан. Это указывает на то, что династия была открытой. Она была также открыта другим культурам, у неё были монастыри и храмы иноземных вер, почитались такие религии, как зороастризм, манихейство, несторианство, пришедшие из Центральной Азии, а также ислам. Все они имели свои храмы в Китае и проводили религиозные церемонии».

Учитель Ли Хунчжи, основатель духовного учения Фалунь Дафа, в своих трудах рассказывает о кармических отношениях в Китаем, сформированных небесными посланцами, спускавшимися на Землю. Вначале они перерождались в Китае при различных династиях, далее оказывались в других местах мира. Весьма возможно, что те служилые люди, приехавшие при династии Тан, также формировали кармические связи с Тан и, соответственно, с милосердным императором Тан. Многие ученики Фалунь Дафа предполагают, что император Тан Тайцзун, был одним из перевоплощений Учителя Ли Хунчжи. Это небольшое отступление представляет личное понимание автора этой статьи для учеников Дафа и других интересующихся.

Династия Тан уважала все чужеземные религии. При ней в Китае также появилось христианство. Однако не всё в древности было хорошим, говорит Учитель Ли Хунчжи, привнесение западной религии на Восток (и наоборот) было проявлением упадка морали и слабого понимания руководящих принципов, отставленных просветленными этих религий (христианства и буддизма). Иисус наставлял своих последователей не идти на Восток, а Будда сказал своим не ходить на Запад. В западном раю не может быть восточных людей, а в восточном западных.

Во времена правления императора Гауцзуна, в Китай из Ирана был внесён ислам, сначала в города Гуанчжоу и Чжуанчжоу. Удивительно, но в то время в Китае мирно сосуществовали все религии. Это редкое явление, как для того времени, так и для любого другого.

При династии Тан в Китае царил мир. Китайцы были наполнены вдохновением и уверенностью в себе.

«В то время население Чанъаня составляло миллион человек», — говорит Ань Цзяйао из Китайской Академии социальных наук, — «и принимало 100000 иностранных гостей. Шилла (сейчас корейский полуостров) и Япония отправляли своих людей в танский Китай для изучения его передовой культуры. Японцы привезли к себе эту продвинутую культуру и внедряли её в своё общество».

Императорская семья династии Тан была из военного рода с северо-запада Китая. Взяв под своё управление центральный Китай, род Тан надеялась распространить там свою культуру и модель поведения. Император считал Лао-цзы, фамилия которого была Ли, своим родственником и предком и сделал его учение о Дао государственной религией. Лао-цзы проповедовал идею поддержания гармонии между человеком и природой (не только природой окружающего мира, а Дао — Природой всего сущего). Первые императоры Тан правили, исходя из понятий гармонии и добродетели. Даосизм, который служил основой традиционной китайской культуры, быстро распространился. Императрица У Цзетянь была терпима ко всем верованиям, положила конец главенству даосизма, введённому первыми правителями Тан, что сильно способствовало распространению буддизма. С её согласия буддизм пошёл в гору при династии Тан.

Показаны руины замка Тайцин в Луи, Хэнань.

Храм Фамэн в округе Фуфу провинции Шанси — свидетель беспрецедентного роста буддизма при династии Тан. В 1987 году археологи обнаружили дворец при храме Фамэн, после более чем 1000-летнего погребения. Когда были откопаны две пагоды, то обнаружилось, что меньшая из них сооружена из чистого золота. Археологи с удивлением обнаружили в ней фалангу пальца Шакьямуни (основателя буддизма). Храм Фамэн был построен при династии Восточная Хань, и в то время назывался храм Эюан. Храму 1700 лет, он самый древний в центральной части Шаньси. Был также обнаружен чайный сервиз из 13 предметов, принадлежавший императору Тан Шицзуну. Этот изящный чайный сервиз, возможно, указывает на то, что чаепитие в Китае в то время было роскошью. Китай – чайная страна, чай там производили задолго до династии Тан, однако чаепитие не было общепринятым до этой династии.

Книга «Искусство чая» была написана Лую в VIII веке при правлении императора Тан Тайцзуне, Она популярна и сегодня. Из книги ясно, что при династии Тан уровень жизни в Китае значительно повысился.

Трудно представить себе, что более тысячи лет назад печенья, пончики и разнообразные виды вкусного десерта были распространены при династии Тан. Эти пончики или пирожки были блюдом северного народа Наан, но продавались по всему Чанъаню во времена Тан. Они и по сей имеют хождение и тоже название.

Во времена династии Хань пшеница не считалась особой культурой. Но при, Тан из Центральной Азии была привезена техника выращивания пшеницы, и китайцы изобрели лапшу.

Профессор Чжан Гуоган из университета Цзинхуа говорит: «В то время в Чанъане были восточный и западный рынки, где продавались товары со всего света. В литературе часто описываются редкостные ценные изделия, которые можно было обнаружить на рынках города Чанъань. Это правда».

На рынках Чанъаня на площадях и в театрах китайские и иностранные актёры разыгрывали оперные спектакли и давали другие представления. В Тан приехало много иностранцев. Модницы демонстрировали свои необычные наряды и головные уборы. Мужчины и женщины любили проводить время в особой игре в мяч, привезённой из Персии.

«Династия Тан развила культурные обмены с внешним миром», — говорит Мэн Фаньжэнь из Китайской академии социальных наук, — «демонстрируя собственную силу и высокий уровень своей культуры и развития. Политика династия была открытой миру, и вбирала в себя достижения других культур».

Трёхцветные фарфоровые статуэтки указывают на высокоразвитый вкус жителей Тан. Некоторые статуэтки изображают благородных женщин, облаченных в элегантные наряды, мужчин, играющих на музыкальных инструментах, сидя на ковре на верблюде.

В мавзолее Ван Цзян в городе Чэнду провинции Сычуань на гробнице была найдена каменная скульптура, представляющая артистов с музыкальными инструментами, которые использовали в Китае более тысячи лет назад. Одна из статуй изображает правителя царства Чьеньчу, основанного в конце династии Тан. В исторических книгах рассказывается, когда музыканты исполняли мелодию «Правитель Чин идёт в бой», они использовали бой в барабаны и так громко играли на древних инструментах, что звук был оглушающим. При династии Тан исполняли не только китайскую музыку, но также осваивали музыку других народностей и стран. Среди 10 самых популярных мелодий, любимых императорским двором, 4 принадлежали этническим меньшинствам и ещё 4 были иностранными. Танцы всегда исполнялись с музыкальным сопровождением. Музыка для танцев «Радужная юбка» и «Платье из перьев» была написана самим императором Сюаньцзуном. Танец выражал объединения Небес и Земли, мифа и реальности.

Танцы во времена династии Тан сопровождали жизнь императорского дворца, богатых домов и исполнялись на улицах. Танцевать мог один танцор, пара или даже несколько сотен человек одновременно. На фресках Дунхуан изображено много танцевальных сцен династии Тан. Было много танцев других народов, например, «У Тан» — из центральной Азии, другие из Индии.

«Во времена Тан», — говорит Ван Кэфэн из Института исследований китайского искусства, — все люди, начиная от членов императорской семьи и аристократов до обычных людей, любили танцы. Быть хорошим танцором доставляло чувство гордости. Династия Тан была сильной и открытой. Она продолжала традиции и развивала народное искусство. Имея много профессиональных артистов, династия Тан сделала искусство танца лучшим за всю историю Китая».

Политическая гибкость династии Тан помогла укрепить терпимость в обществе, что привело к единению различных этнических групп. Правители Тан не выделяли ни одну из народностей, ко всем относились одинаково. Люди из нацменьшинств занимали важные посты, они были первыми министрами, военачальниками, входили в императорскую охрану. Мать императора Гауцзуна, мать императора Тайцзуна и его бабушка и мать императора Сюаньцзуна были не из рода ханьцев. Люди всех национальностей мирно уживались в столице Чанъани и их дела процветали.

Пофессор Чжан Гуоган из университета Цзинхуа говорит: «Император Тан Тайцун умело руководил национальными отношениями и подчёркивал: «В прошлом китайские императоры выделяли людей хань из групп меньшинств, но я верю, что они все из одной семьи, поэтому они меня поддерживают». Народности северо-западного Китая глубоко чтили императора и называли его Тянь Кэхань. Кэхань – император, Тянь – небо, то есть, Небесный император».

Чтобы выразить свое почтение императору, народности, жившие на северо-западе, построили дорогу к Чанъаню для совершения паломничества в столицу. Так как император считал все народности единой семьёй, все жители Китая мирно сосуществовали. Такое объединение способствовало развитию, как других народностей, так и самих ханьцев.

Абзац из книги «Императоры Тан» гласит: «5 дня, 8 лунного месяца в 755 году все люди в Чанъане пели и танцевали, чтобы отпраздновать 75-летие императора Сюаньцзуна. Даже 100 лошадей танцевали перед императорским дворцом». В книге говорится, что кони гарцевали под мелодию «Чин Бэй», а по окончании музыки, лошади с кубками в зубах поклонились в знак пожелания императору долгой жизнь. Увидев такой танец, первый министр Чжан Юэ написал об этом стихотворение, что подтверждает, что при династии Тан действительно были танцующие кони.

В 1970 году археологи нашли более 1000 артефактов, среди них был серебряный чайник, украшенный танцующими лошадьми с кубками в зубах. Изображение на чайнике полностью совпадает с тем, что описывают исторические хроники.

Китайцы и сегодня более всего гордятся династией Тан — самой блистательной в истории Китая и мира. Династия Тан была также раем для поэтов, таких как Ли Бо и Ду Фу. Сегодня доступны более 900 стихотворений Ли Бо. Его называют богом стиха. Он совершенствовался в Дао, чья практика включает употребление вина. Ду Фу уделял большое внимание жизни людей. Он сострадал людям, лишённым крова и призывал строить для них жилища.

Династия Тан длилась менее 300 лет, но оставила миру не менее 50000 великолепных стихотворений, собранных в «Полном собрании поэзии Тан». Сборник объединил произведения 220 поэтов, 60 из них очень известны. Поэзия Тан по сей день вдохновляет сердца китайцев.

Династия Тан — это великая древняя династия, чьи подданные наслаждалась общественной гармонией, что и объясняет появление при ней таких известных поэтов, как Ли Бо и Ду Фу. Ли Бо говорил: «Бог наделил меня талантами, чтобы я применял их, и богатством, утерянным сегодня, но которое однажды вернётся». Он имел в виду свой вклад в поэзию, своё внимание к совершенствованию, отречение от благ в поисках духовного пути, надеясь, что рано или поздно он получит за всё духовные дары.

В следующем эпизоде мы вернемся в прошлое другой замечательной династии. Это династия Сун, которая стала первой в мире развивать технику и науку.

Source URL: https://www.newsps.ru/tradizionnaia-kultura/istoriya-kitajskoj-tsivilizatsii-dinastiya-tan-chast-2.html