Перу (часть третья). Мачу Пикчу

by Алекс | 12 марта 2012 18:00

Мачу Пикчу было основной целью посещения Перу. Это место называют 8-м чудом света, одним из красивейших мест на Земле, про него написано огромное количество книг и научных исследований, сняты фильмы. Неудивительно, что мы, проснувшись утром, чувствовали трепет в душе, поскольку именно сегодня нам предстояло познакомиться с этим культовым местом.

В Мачу Пикчу мы добирались специальным поездом, который идет от станции в Ольянтайтамбо. Дорога идет по горам вдоль реки Урубамба и занимает около полутора часов. Приходит поезд в небольшую деревушку Агуа Калиенте (Горячая вода), расположенную у подножия горы на вершине которой и находится потерянный город.

DSC00982.JPG

 На станции нас встретила гид, и мы, сев в автобус, поехали на вершину горы, ко входу в археологический парк. Мы вышли, и сразу закружилась голова от пьянящего свежего воздуха, наполненного всевозможными ароматами трав. Светило солнце, и дул приятный ветерок. Чтобы попасть на вершину горы и увидеть Мачу Пикчу, надо было еще взобраться по тропинке, проложенной самими инками.
DSC00989.JPG
Пробравшись сквозь тропические заросли, мы, наконец, вышли к заветному месту. Вот он, легендарный город, жемчужина инкской истории!
Мачу Пикчу потерянный город инков в горах
Город небольшой, лежит на вершине горы в окружении других горных пиков. Гора напротив являет собой профиль Великого Инки: лоб, нос, губы, подбородок. Очень явно просматривается.
Как всегда, вопросов больше чем ответов. Испанцы, открыв Южную Америку, почти полностью уничтожили ее культуру и историю. Почему инки покинули город, до сих пор остается загадкой. Мачу Пикчу сохранился чудом, поскольку испанцы были слишком заняты завоеваниями, чтобы организовать серьезные поиски таинственного города. Ко времени окончательного разгрома инков в 1572 году тропы, ведущие от Куско к Мачу Пикчу, полностью заросли и стали непроходимыми. Таким образом, святилище оказалось спасенным — окруженное дождевыми лесами, отвесными обрывами и горными реками. Официально открытие Мачу Пикчу принадлежит американцу Хираму Бингему, который обнаружил его 24 июля 1911 года. Но на самом деле все было не совсем так. В конце XIX — начале XX века в район Мачу Пикчу начали прибывать на поселение первые индейцы-фермеры. Известно, что местный фермер Агустин Лизаррага в 1900 году устроил лесной пожар, чтобы освободить дополнительную площадь под сельскохозяйственные угодья. Обходя выгоревший лес, он обнаружил заброшенную тропу, которая привела его к Мачу Пикчу. Агустин был поражен увиденным и сначала не стал брать никаких драгоценностей, боясь прогневить древних богов. Но устоять перед богатством было сложно, и уже через некоторое время он начал выносить сокровища и тайком сбывать их. Еще через два года фермер показал святилище своим друзьям. Именно Лизаррага был настоящим первооткрывателем легендарного города. Хирам Бингем прекрасно знал об этом, но постарался скрыть данный факт от общественности, не желая ни с кем делиться своей славой. Договорившись с президентом Перу, американец получил эксклюзивное право на раскопки на территории святилища. По свидетельствам очевидцев, вооруженная до зубов стража, состоящая из перуанцев, стояла по всему периметру города и охраняла его круглосуточно. Только «гринго Бингему», как здесь называли американца, и его людям разрешалось входить и выходить из Мачу Пикчу. Команда Бингема вынесла из города сотни ящиков, наполненных артефактами эпохи инков. Безусловно, многие из этих предметов имели не только историческую ценность. Такие действия вызвали резко негативную реакцию в кругах перуанской интеллигенции. К Мачу Пикчу нельзя относиться как к «любопытным руинам» или как к очередному археологическому памятнику. Это, без сомнения, самое священное место во всех Андах и, одновременно, уникальное архитектурное сооружение.
Сложно заставить себя поверить, что это дело рук человеческих. Этот город построен людьми из плоти и крови, одержавшими победу над горными пропастями своим искусством, разумом и блестящей техникой. Многие постройки Мачу-Пикчу частично вырублены в скале, частично сложены из умело подогнанных каменных глыб.
DSC01019.JPG
Всевозможные выступы и ложбины древние перуанцы приспосабливали под строительные нужды: горы и скалы издревле являлись для них олицетворением предков, поэтому их никогда не пытались видоизменить. Магическое значение имел и камень, который добывали в окрестностях. Там же располагались хижины мастеров, архитекторов, опытных строителей и простых рабочих. Вероятно, тем, что многие камни почитались у инков как священные, можно объяснить столь тщательную подгонку блоков. Ведь между некоторыми из них нельзя просунуть и лезвия!
DSC01030.JPG
Правда, высочайшей степенью обработки отличались только те камни, которые шли на постройку храмов и домов богатых и знатных горожан. Те строения, где жил простой люд, сложены с меньшей тщательностью.

Известно, что инки шлифовали блоки с помощью бронзовых и каменных инструментов, а иногда терли их друг о друга до тех пор, пока они идеально не соприкасались между собой. Здешние мастера умели изготавливать камни-скобы и многогранные камни-гвозди, придававшие конструкции устойчивость. Еще одна примета инкской архитектуры — трапециевидные окна и дверные проемы, которые часто перекрывали многотонными монолитами.
DSC01029.jpg

Очень удивил водопровод сделанный 500 лет назад, и работающий до сих пор. Даже в те годы, когда Мачу Пикчу стоял скрытый от всех густыми джунглями, вода ни на минуту не переставала поступать в город из горных источников по искусственно созданным каналам, наполняя бассейны.
Интересно, как воспитывались и обучались дети в Мачу Пикчу. Детям давали разные задания, или тесты, чтобы выявить способности и таланты, и тем самым воспитать одаренных мастеров своего дела -архитекторов, полководцев, ремесленников, ученых.  Экономическая жизнь инков была тоже достаточно развита. Например, люди старшего возраста, владельцы домов, платили налоги не деньгами, а посредством личного участия в общественных работах. Многие занимались совместной обработкой земли, обеспечивая пищей верховных правителей и жрецов. Поскольку инки удерживали под своей властью и активно осваивали завоеванные районы, для этого приходилось отрывать от дома сотни, а то и тысячи людей и переправлять их в отдаленные районы империи, где те должны были подолгу жить и участвовать в общественных работах.
Очень интересно, что в обществе существовало три правила: Не лениться, не врать и не воровать. Тех, кто нарушал эти правила, ждало наказание. Наказанием за нарушение правил была смертная казнь.
Про устройство Мачу Пикчу написано огромное количество литературы, я не буду все это копировать здесь. Какие у меня были впечатления от пребывания там? Гуляя по потерянному городу, я чувствовала, что нахожусь на вершине мира. Хотелось расправить крылья и полететь, как священная птица кондор, над горными вершинами. Эх, и отчего люди не летают?
на вершине мира!
Мачу Пикчу обладает удивительной энергетикой, которая заряжает, возвышает, придает силы, эта энергетика практически осязаема.
По территории Мачу Пикчу свободно разгуливают ламы и викуньи. Таким своебразным образом решили проблему стрижки газонов.  Животные поддерживают травяной покров в идеальном порядке.

Солнце клонилось к закату, и гид сказала нам, что пора возвращаться. Очень не хотелось покидать это место, хотелось остаться здесь, поселиться в одном из каменных строений, умываться по утрам водой наполняющей бассейны, и вдыхать, вдыхать этот волшебный воздух!
Но время неумолимо, и мы вернулись на станцию. Мачу Пикчу произвел на меня очень сильное впечатление. Он действительно является чудом света. Хоть я и не очень люблю археологические памятники, это место я вспоминаю часто. Мачу Пикчу — одно из тех мест на планете, где нужно постараться побывать при любой возможности.

Кирина Елизавета

Source URL: https://www.newsps.ru/puteshestviya/peru-chast-tret-ya-machu-pikchu.html