Нобелевская премия Светланы Алексиевич выстрадана душой.  Размышления автора на тему

by Алекс | 14 октября 2015 23:46

Пожалуй, эту скромную статью стоит начать с поздравления Светланы Алексиевич с получением Нобелевской премией в области литературы!

Умение слушать и слышать людей — это дар писателя, который Светлана воплощает в своих трудах. Порой трудно выслушать скорби даже одного человека, а тут сотни, если не больше, людей говорят и пишут о своём горе, скорбях и страстях, и всех нужно выслушать и понять, а потом не бояться обо всём этом писать, вопреки давлению. Разве без доброго, терпеливого и отважного сердца это возможно?

Автор данной статьи размышляет на тему того, кто является хорошим писателем? Помимо таланта, к слову, писатель – это человек, стоящий где-то посередине между Небом и Землёй, то есть между верой, религией и мирским человеком. Это тот, кто описывает процессы, происходящие в душах человека, народа и всего сущего. Считается, что основная тема писательства — это Любовь и Смерть, а автору кажется, что основная тема — это противостояние добра и зла, света и тьмы в душе каждой отдельной жизни. Жизнь — она как большой спектакль, где каждый играет свою роль, будь то радостную или грустную, сложную и извилистую, полную взлётов и падений, и т.п. Писатель — тот, кто может творчески изобразить реалии жизни, истинные процессы, происходящие в мире отдельной жизни и коллектива в целом.

Светлана Алексиевич

Светлана Алексиевич

Может ли писатель быть политиком? Светлана Алексиевич не скрывает своих твёрдых политических взглядов. Правильно ли это? Если исходить из теории, что писатель — тот, кто стоит между верой и человеком, то, наверное, писатель, если хочет оставаться беспристрастным и не искажать истину, не может иметь сильные политические взгляды, тем более в отношении конкретных, определённых лиц. Тем не менее, он вправе делиться своим пониманием общественных процессов. В противном случае он становится уже не писателем, а политиком. Да, писатель — не священник и не духовный практикующий, но он не может быть и совсем обычным человеком, иначе его мышление станет слишком приземлённым. Только, глядя на всё беспристрастным «орлиным» взором, можно яснее уловить суть происходящих процессов.

Сами книги Светланы Алексиевич не столь политизированы, сколь её личные взгляды, а больше обращены к человеку, к его страданиям, его скрытым страстям и борьбе между добром и злом внутри каждого из нас. Её книги показывают, что помимо «великой цели и великой идеи», существуют отдельные люди, каждый со своей судьбой, которая не менее важна, чем идея, ради которой живёт общество в целом.

На взгляд автора, самый страшный грех коммунизма, помимо внедрения им идеи насилия и борьбы между людьми, это ещё и борьба человека с Небесами. После уничтожения веры, человеческая душа осталась обнажённой перед миром, который часто жесток и несправедлив. А обнажённая душа становится ранимой. И тогда ей нужна какая-то защита. И после уничтожения веры в Бога, такой защитой стал материализм и вера в коммунистическую идею светлого будущего. Осознав провал коммунистической идеологи, современный русский человек, видя ещё и грехопадение служителей церкви, теперь пытается укрыть себя «одеялом» материализма. Но счастлив человек может быть только тогда, когда сумеет воссоединить материю и дух, научится обустраивать свой материальный быт в гармонии с нравственными ценностями, не теряя и не разрушая нравственный стержень бытия.

В понимании автора статьи, главный вопрос, который сейчас мучает Светлану Алексиевич – это то, почему страдания не конвертируются в свободу. Вспоминаются слова А. Солженицына о том, что человеку нужны страдания для развития. Особенно это касается людей, которые не работают над собой осознанно. Автор здесь не может согласиться с мыслями Светланы Алексиевич об отсутствии конвертации страданий в свободу. Страдания очень даже конвертируются в духовную свободу, существует такой процесс. Если человек прилагает усилия для самосовершенствования, ему не нужно много внешнего давления и невзгод. Поэтому сложно согласиться с госпожой Алексиевич в том, что только в свободной стране может быть развитие, по крайней мере, духовное развитие, что и является обретением духовной свободы. В свободной стране может быть, как развитие, так и деградация, что также можно отнести и к несвободной стране. Развитие не заключается в широте чувствований человека, которые, по словам Алексиевич, отсутствуют в классической русской литературе, как раз слишком сильное пристрастие к чувствам и удовольствию, на взгляд автора статьи, уводит человека от смысла жизни и делает его более материальным.

Далее автор также хочет выразить мнение, что любая крайность далека от истины. Это проявляется во всём. Например, когда говорят: «Во всём виновато правительство». Это крайность, и она далека от истины. Кто совершал революцию? Кто убивал людей? Почему-то людям кажется, что, если убил «врага», значит это оправдано. А разве нет такой заповеди «не убий»? А кто будет погашать долги (грехи)? А если весь народ грешил воровством, убийством, грабежом, пьянством… Кто будет за это расплачиваться? Всегда и всё вменять в вину правительству, это претендовать на то, что в стране живёт только оно, и в лифтах в подъездах домов, вероятно, мочится тоже только правительство… Тот же самый принцип «не впадения в крайность», конечно, можно отнести и к самому правительству, которое пытается держать всё под контролем. Оно быстро и эффективно (хотя под вопросом насколько это эффективно с моральной точки зрения) подавляет любые протесты и митинги несогласных с теми или иными его политическими действиями. Да, в стране должен быть порядок, но, если превращать это в крайность, так, что люди перестают ощущать себя свободными, и, если, вместо управления на основе нравственных критериев, политики становятся нарушителями закона, это тоже неправильно.

Возвращаясь к вопросу Светланы Алексиевич о том, почему страдания не конвертируются в свободу. Духовная практика Фалунь Дафа учит, что только в самой сложной среде могут появиться выдающиеся люди, и что именно в сложностях закаляется сила духа. Поэтому, исходя из этого закона, Россия, пережившая на своём веку много невзгод, одновременно подарила миру много выдающихся личностей. Конечно, правда также и в том, что чрезмерное страдание может сломить человека, если человек не может столько вынести, он становится, как говорит Светлана Алексиевич, жертвой.

Россия почти век была охвачена злым духом коммунизма, который ещё полностью не выветрился из сознания людей. Злой дух всё ещё существует. На днях автор имела разговор с молодыми людьми, сказав им: «Вы хотите жить процветающей жизнью, но вы ещё не убрали памятники Ленину на каждой улице большого и малого города. Ваши улицы всё ещё несут название этих злых людей, которые уничтожили вашу традиционную культуру». На что автор получила ответ: «Ну, это же наша история». На это автор возразила: «Вы ставите на пьедестал тех, кому поклоняетесь, кем гордитесь. Если вы гордитесь этими «ленинами» и «марксами» — убийцами миллионов людей, как можно думать о каком-то светлом будущем?» А от этих статуй исходит зловоние и тёмная энергия, которая задурманивает сознание людей.

Какой народ, такой и правитель. Перестаньте воровать в своём доме, в своём квартале, в своём городе, живите по совести, тогда посмотрите, какой человек будет у власти. Посмотрите, кто у власти в стране под названием Бутан. Все люди там верующие и добрые, и посмотрите, какие у них цари. Автор статьи вовсе не пытается оправдать нынешних политиков, а просто говорит о принципе. Современное общество таково, что каждый ставит личные интересы превыше других, это касается как обычных людей, так и политиков, поэтому возможно нецелесообразно рассуждать о том, что кто-то чуть-чуть хуже, а кто-то чуть-чуть лучше. А также тщетно мечтать, что те самые мальчики, насиловавшие немецких девочек, описанные в рассказах Светланы Алексиевич, не переродятся и не должны будут погасить свои долги в будущем, поэтому войны были, есть и будут до поры до времени, пока человечество духовно не пробудится. И это пробуждение не то, что должно произойти во вне, на политическом уровне, а то, что должно случится в сердце каждого человека.

Алексиевич говорит, что Россия метнулась от коммунизма к капитализму, потом опять к коммунизму, то есть из одной крайности в другую. Сейчас коммунизм опять входит в моду, и народ о свободе тоже мечтает, но о какой-то внешней…

О свободе от коммунизма, и свободе вообще, говорил не только Солженицын, но и другие философы, писатели. Но, к сожалению, на мой взгляд, даже они не совсем понимают идеологию коммунизма. Коммунизм – это и идеология, и злой дух одновременно.

Поговорим сначала об идеологии. Идеология коммунизма гласит, что нужно силой свергнуть власть, отобрать «добро» у богатых и раздать поровну бедным. Но с духовной точки зрения, такая теория не соответствует вселенским законам. Люди не равны, и не рождаются равными. Кто-то рождается больным или калекой, а кто-то талантливым, красивым, мудрым и богатым. Человек не живёт лишь одну жизнь, он раз за разом перерождается. Сколько добра или зла человек совершал в своих прошлых жизнях, определяет то, насколько он будет иметь либо счастливую участь, либо судьбу полную трудностей и лишений. Вот этот принцип «забрать у одних и поровну разделить между другими» всё ещё существует в мире, в том числе и на Западе, и это то, что упустили даже Солженицын и Алексиевич, которые волей не волей, всё равно хотят людей приравнять. Солженицын через взимание больших налогов у тех, кто больше зарабатывает (см. «Как нам обустроить Россию», а Алексиевич через «неравенство, бедность и наглое богатство» и восстания (пусть не агрессивные).

Если русский человек всё ещё сомневается в истинном лице коммунизма (а многие современные люди сомневаются, иначе не было бы столько коммунистической тематики, включая на фантиках от конфет), то предлагаю обратить внимание на современный Китай, где коммунизм (по форме) всё ещё существует. Это страна, где век правления компартии вырастил поколения жестоких людей. Просторы интернета шокируют видео, как в Китае машина переезжает двухлетнюю девочку, случайно выбежавшую на дорогу… Её маленькое тельце падает на землю, а прохожие идут мимо, как будто ничего не произошло. Все это видят, и все проходят мимо. Это показатель падения нравственности в обществе. Вот это следы правления компартии, делающей сердца людей чёрствыми. В России из-за цензуры в СМИ лишь немногие знают, что в Китае более 16 лет компартия жестоко преследует последователей духовной практики Фалунь Дафа, главные принципы которой — Истина, Доброта, Терпение. Добрых и мирных людей из этой группы помещают в трудовые лагеря, где они подвергаются зверским пыткам, и у живых людей даже вырезают органы на продажу, чтобы получить прибыль. Россия закрывает на это глаза, как будто этого не происходит. И всё из-за экономических и политических связей с Китаем. Основная книга практики Фалунь Дафа – «Чжуань Фалунь». В России она, из-за давления со стороны Китая, внесена в чёрный список экстремистской литературы. Хотя в книге нет ни слова из того, что можно было бы отнести к экстремизму.

Известно, что уже миллионы практикующих погибли от пыток, а в новостях мы только видим, как наши правители непринуждённо пожимают руку китайскому руководству. И только пристальный взгляд заметит бледность на лице, скрывающую угрызения совести…, впрочем, о совести сейчас говорить не модно. И поэтому все молчат. И наши философы, и писатели, и правозащитники, и, тем более, политики. Как будто ничего не происходит. А коммунизм, тем временем, уже унёс жизни сотен миллионов людей по всему миру и уносит до сих пор.

В свободных странах более правильное устроение мира, но любая свобода, как говорил Солженицын, должна удерживаться моральными и нравственными принципами. Иными словами, «У меня есть свобода делать, что хочу, но я себя сдерживаю, ибо понимаю, что есть добро, а что зло». На Западе коммунизм проявляется не через агрессию, как сейчас в Китае, и когда-то в России (коммунистические отголоски в нашей стране всё ещё присутствуют), а через высокое налогообложение и через прочную социальную систему. Свобода включает в себя понятие ответственности перед Богом, перед самим собой, перед страной, перед нашей матушкой Землёй и всем сущим.

Нужна внутренняя победа над собой, своими страхами, страстями, жадностью и отрицательными эмоциями. Когда мы научимся прощать, понимать, не завидовать… Ох, столько в мире бед творятся из-за зависти, но никто об этом не говорит. Политики завидуют друг другу, страны завидуют друг другу, простые люди завидуют друг другу и поэтому соперничают, и воюют. Там, где есть война, всегда рядом кроется зависть. Никто не хочет уступать, прощать и понимать.

Истории человеческих судеб, описанные в книгах Светланы Алексиевич, очень важные. И их нужно прочесть. Они трогают душу. Это истории о сражении добра и зла в душе каждого человека, и о ложных идеалах, ради которых люди готовы отдать свою жизнь.

Духовная практика Фалунь Дафа, по которой автор статьи совершенствует себя, учит, как понимает автор статьи, что природное свойство души – невинность и доброта, а всё остальное – это приобретённые послеродовые понятия. Истории, описанные в книгах Алексиевич, это подтверждают. Ребёнок рождается невинным и открытым, он ещё не умеет различать кто друг, а кто враг, и только потом он начинает бороться ради личных, общественных, государственных, национальных или идеологических интересов. И так порой всю жизнь до самого конца, так и не поняв, зачем он жил, и в чём смысл жизни.

Наверное, из всех, прочитанных автором, рассказов Светланы Алексиевич, более всего тронули автора несколько. Один о том, как верующий парень был призван на фронт, и, несмотря на насмешки, продолжал читать Библию. Он говорил: «Я не могу убить человека». За это он был отдан под трибунал и расстрелян. И второй рассказ о женщине, которая всех жалела. И наших и немцев и, вероятно, из-за доброты её души, Бог даровал ей долгую жизнь. Также моё сердце сжималось при чтении рассказа о том, как пленный голодный немец просил «хлэба», и девушка отломила ему кусок, и удивилась сама своему доброму поступку. И другая история о том, как девушка, которую всю войну вместе со всеми учили ненавидеть немцев, впервые погладила по голове немецкого ребёнка. Возможно, эти истории могут послужить маяками нравственности и для нас.

Говорить правду трудно, а в несвободной среде — опасно. Борцы за правду часто имеют трагический жизненный исход. Наши современники, журналисты, такие как Анна Политковская, Анастасия Бабурова, Наталья Эстимирова, Павел Хлебников, Владислав Листьев… Есть и те, о которых нам неизвестно. Эти люди жертвовали своей жизнью ради правды, ради истины. Правда имеет освободительную силу. Коммунистический дух борьбы принёс очень много вреда людям, как в России, так и в Китае, уничтожая истинные человеческие ценности. Свободные люди не должны бояться правды. Правда даёт свободу, она освобождает. Сейчас стало модно обвинять борцов за правду и справедливость в отсутствии патриотизма. Можно быть русским и любить свою страну, своё небо, свои деревья, свой народ, но оставаться совестливым человеком, которому небезразлично беззаконие, порой творящееся в родной стране. И ещё, совесть подразумевает правду. Без правды — нет совести. Подобные комментарии об «анти-патриотизме» напоминают отношение китайцев к режиму КПК. Ты им говоришь: «КПК уничтожила более 80 миллионов невинных китайцев в своих массовых кампаниях, последние 16 лет она жестоко преследует практикующих Фалунь Дафа, вырезает органы у живых людей, пытает…, миллионы практикующих погибли от пыток». Есть люди, которые понимают это, многие решаются и соглашаются выйти из рядов КПК. А есть такие, которые говорят: «Вы против Китая. КПК — это Китай. Вы ненавидите Китай». Но правда вообще и правда о КПК, в частности, – это не значит ненависть. Нет ненависти к Китаю. Есть просто правда о компартии этой страны. Правда о том, что она делала и делает с китайским народом. Именно из-за общественного давления, из-за правды, которую говорят практикующие по Фалунь Дафа о преследованиях, которые незаконно развёрнуты против практикующих, КПК уже не смеет так изощренно уничтожать этих мирных и ни в чём неповинных людей. Правда имеет силу.

Кто стремится к истине, не должен ставить условий. Если человек говорит: «Я принимаю правду только ту, которая не потревожит моё чувство национальной гордости», то это обусловленность. На пути к истине не нужно ставить условий. А если человек не может пожертвовать даже таким малым, как «чувством национальной гордости» ради правды, то как он сможет искать ещё более высокую истину? Истину в духовном смысле?

После публикации новости о присвоении нобелевской премии русскоязычной писательнице, и тут и там послышались возгласы: «Нобель наш!», как будто речь идёт о выигрыше в футбольном матче. Человеческое пристрастие к соперничеству и тщеславию оставить сложно, и чем сложнее оставить, тем сложнее осознать, о чём книги Светланы Алексиевич. Остаётся лишь пожелать госпоже Алексиевич удачи в работе! Рассказы людей и о людях нужно писать и публиковать, их нужно читать, потому что переживание чужой боли делает нас немного милосердней.

Source URL: https://www.newsps.ru/obshestvo/mnenie/nobelevskaya-premiya-svetlany-aleksievich-vystradana-dushoj.html