Камбоджа — часть первая

by Алекс | 30 января 2013 22:30

Сиануквиль, порт

Корабль проплыл через моря
И бросил в воду якоря
Застыл как белая мечта
Как подведённая черта
Как моря вечный пилигрим
В своей красе неотразим.
И кхмеров древняя земля

Арбузы свежие даря
Его цветами засыпала
И что-то ласково шептала.

Когда-то давным давно в 70-х Советский Союз полюбил Камбоджу и её короля принца Нараддом Сианука. Брежнев бывало целовался горячо с Сиануком. Он со всеми своими друзьями крепко целовался.
Сианука любили не только в СССР, но ещё и в Америке. Жаклин Кеннеди приезжала сюда на отдых, настолько хорошо, красиво и спокойно ей было в городе Сиануквилле (город Сианука). Останавливалась в местном отеле Independence, который и сейчас, между прочим, виден из нашего окна.

Правда, потом сюда пришли плохие времена. Очень плохие. Пришли Красные кхмеры и угробили, под видом коммунистического исправления, треть населения страны. Их даже СССР не одобрил и помогал Вьетнаму удалить от правления этих самых красных кхмеров (садистов и убийц). Сейчас здесь снова монархия и очень даже хорошо. Даже русские миллиардеры приезжают сюда на отдых.

Из путеводителя:

Конкретно откуда появились кхмеры — до сих пор наука не установила, но в районе Камбоджи жили уже 4 тысячи лет назад. В первой половине первого тысячелетия нашей эры было там какое-то государство Фунань, но от него почти ничего не осталось до наших дней. А в середине тысячелетия образовалось государство Ченла, они уже заведомо говорили на кхмерском языке. Но про них тоже мало известно. Зато много чего осталось от ангкорского периода, как легко уже видеть по названию. Длился он с 802 по 1431 год.

Началось с короля Джаявармана, который в поездке по индонезийскому острову Ява нахватался новых идей и создал централизованное государство с поклонением индуистскому богу Шиве. Он контролировал нынешнюю Камбоджу и прилегающие части соседних Вьетнама, Лаоса и Таиланда. Следующие тридцать королей правили из Ангкора и настроили там за это время множество храмов, которые теперь и приезжают все смотреть. Буддизм стал укрепляться в стране при уже седьмом Джаявармане в начале 13-го века. За следующие двести лет пацифисты все профукали тайскому королевству Аюттхая, и в 1432 году столицу перенесли из неоднократно разгромленного тайцами Ангкора в окрестности Пномпеня, а потом и в сам Пномпень.

Потом еще двести лет кхмеры маленько воевали с тайцами, а вот в принадлежащую им дельту Меконга — ту широкую нижнюю часть нынешнего Вьетнама — начали проникать вьетнамские мигранты, наподобие нынешних китайцев и российского Дальнего Востока. И к 18-му веку их там стало в десять раз больше, чем кхмеров.

Полный развал Камбоджи и поглощение ее Таиландом и Вьетнамом предотвратили французские колонизаторы, появившиеся в 19-м веке. До 1941 года они успешно всем управляли, развивали народное хозяйство, и даже антиколониальное движение соседних стран было в Камбодже практически незаметно. Во время войны в регионе правили те же французы, сотрудничавшие с японскими захватчиками, и в это же время в Камбодже появился опять король, Нородом Сианук. В 1945 году, когда французы стали сотрудничать с очередными победителями, японцы предложили Сиануку объявить независимость Камбоджи, что тот и сделал и переименовал страну в Кампучию. Собственно, это и есть ее название в кхмерском языке даже сейчас.

Французы сразу вернулись в Камбоджу после разгрома японцев кое-какими другими странами, но теперь кхмеры стали бороться с колонизаторами под предводительством своего нового короля, и в 1953 году страна стала реально независимой. Вскоре, однако, началась американо-вьетнамская война, а по Камбодже проходили партизанские тропы из Северного Вьетнама в Южный, и американцы стали их бомбить, убив довольно много мирного населения. Сианука свергли военные в 1970 году, и он бежал в Китай. А там его стали прессовать китайцы, что, мол, раз ты тут живёшь у нас, то должен поддерживать камбоджийских коммунистов, “красных кхмеров”. Сианук их поддержал, а народ в короля очень верил и тоже тогда стал поддерживать. Тут еще американцы со своими бомбёжками и вылазками окончательно дестабилизировали обстановку, и партизанские красные кхмеры очень укрепили свои позиции.

17 апреля 1975 года красные кхмеры захватили Пномпень, то есть практически всю страну, и дальше начались довольно странные вещи. Главным у них был некто Пол Пот, который еще в 1950 году посетил Югославию и проникся той наглядной идеей, что можно успешно посылать старших товарищей и все делать по-своему. Хотя его поддерживали в годы партизанской борьбы вьетнамцы и китайцы, он их по мере движения к победе тоже послал, особенно вьетнамцев, и стал строить счастье собственным способом. Опирался, он, впрочем, по-прежнему на учение товарища Мао насчет необходимости вернуться к сохе, а домны всякие, днепрогэсы — это вещь второстепенная. Поэтому из захваченных городов красные кхмеры быстро выселяли жителей, отправляя их перманентно на картошку. Интеллигентов на всякий случай расстреливали, потому что их ничему полезному заведомо не научить в плане сельского хозяйства. Пуль не хватало, поэтому практиковалось и забивание кувалдой или отрезание головы пальмовым листом. Членов семей врагов народа тоже в расход пускали, детей убивали, женщин.

В стране была объявлена новая эра, которая начиналась с нулевого года, хотя год этот затянулся — похоже, они так из него никогда и не вылезли официально. Деньги отменили в принципе. Экономику не только перевели на аграрные рельсы, но еще и начали все произведенное направлять на экспорт для закупки вооружения. Население стало дохнуть. Общие потери оцениваются миллиона так в два из имевшихся семи, но тут многое запутано. Во внешней же политике все усложнилось тем, что красные кхмеры стали зачем-то очень дергаться на Вьетнам, требуя отдать им обратно дельту Меконга. И даже начали переходить границу, переносить разграничительные столбы, вырезать вьетнамские деревни.

Вьетнам — уже объединенный после ухода американцев — постепенно совсем задрался таким поведением и в конце 1978 года массово вторгся в Камбоджу, довольно быстро красных кхмеров победив. Недобитки во главе с Пол Потом ушли в приграничные джунгли и там еще маленько сопротивлялись до 1998 года. Китайцы сразу попытались им помочь, вторгшись во Вьетнам, но вьетнамцы их разбили за две недели. Интересно, что красных кхмеров также пытались вернуть к власти американцы, видя в них врагов Вьетнама, и британцы с тайцами по каким-то своим причинам.

Вьетнам продолжал оккупацию Камбоджи до 1989 года, дальше там управляла ООН, прошли демократические выборы. Пол Пота судили свои же товарищи в 1998 году, и в результате он то ли умер сам, то ли его казнили. Главным в Камбодже уже много лет работает бывший генерал красных кхмеров Хун Сен, который перековался и сбежал еще до вьетнамского вторжения. Над выжившим руководством красных кхмеров вроде бы планируется суд, но они до сих пор сидят под домашним арестом. Страну, кстати, переименовали обратно в Камбоджу из Кампучии, но только для того, чтобы избежать неприятных ассоциаций у иностранцев. На кхмерском она по-прежнему остаётся Кампучией.

Установочные данные
население: 14 миллионов
заражены ВИЧ: 170 тысяч
грамотных: 74%
живут мужщины до: 57 лет
живут женщины до: 61 лет

Автобус везёт нас из Вьетнама в Камбоджу.

Создаётся впечатление, что Христианство — преобладающая религия в Южном Вьетнаме.

Саванна Камбоджи

Литой Камбоджийский типовой бетонный забор.

Камбоджийская девушка проносит на голове зелень мимо окна нашего автобуса.

Камбоджийские коровы.

Фруктовые сады Камбоджи.

Немного на Украину похоже

Пномпень

Что бы это значило? Возможно ресторан, где подают раков, или franchise  Ред Лобстера?

Район вилл в Пномпене

Пномпеньские Черёмушки.

В Сиануквиль приехали поздно вечером. Автобус сломался и ехал вместо 4-х положенных часов все 8! Остановился где-то неизвестно где. Цены в ресторане были, как в Аэропорту Шереметьево…
Заночевали в первой попавшейся гостинице. В 100 метрах от автостанции. Это оказалась вилла, где сдают всего 2 комнаты. Хозяевами оказались молодые ребята-братья. Приняли нас хорошо. Цена — всего 7 долларов в ночь за комнату с санузлом и отдельным входом. Во дворе росло манговое дерево с созревшими плодами. Иногда плоды с грохотом падали на землю — только успевай увернуться.
Утром, с восходом солнца, отправились на пляж по этой дороге. По пути заходили в другие гостиницы, подобрать что-нибудь на дальнейшую жизнь в Сиануквиле.

Пляж Сириндипити в Сиануквиле. Мы сначала остановились там. Потом по совету одного путешесвенника переехали на другое, более восхищающее место, пляж Виктория.

Отель в Сиануквиле

Рыбацкие лодки качаются в прибое.

Здесь почти в каждом дворе можно найти статуи корола-королевы. Всё чисто-опрятно.

Имя короля в названии города. Сианук переводится с хмерского, как челюсти льва. Вот и львы повсюду в городе. Этот на площади, мраморный, — самый большой.

Эти позолоченные львы ещё больше.

Пляж на удивление напоминает Кубу. Такие же деревья прямо на пляже. Валуны вулканического происхождения. Как когда-то в гостинице Коста Марена.

Виллы, где сдают номера курортникам. Почти всё оказалось занято. Нужно ждать несколько дней, пока освободится.

Под манговым деревом. Плоды манго со страшной скоростью слетают вниз время от времени. Опасное место. Хотя и уютное. Потом мы отсюда съехали. Даже было жалко уезжать. Но хотелось устроиться поближе к пляжу.
Вскоре, мы нашли такое место. С хорошим видом, шикарным номером и очень близко к пляжу — 2 минуты ходьбы. Фактически, море перед нами.

Бесчисленные мини гостиницы Сиануквиля.

Беседка уже в нашей новой гостинице.

Такой дикий у нас теперь во дворе. Зато, тишина деревенская.

Приморская улица. Напоминает Ашкелон.

Местный магазин на пригорке.

Кафе при пляже. Кто-то припарковал Альфа-Ромео.

Пляж, лодка и мост на ближайший остров.

Пирс. Чувствуется Камбоджийский стиль. у них совершенно свой стиль, не похож ни на Лаос, ни на Вьетнам, ни на Китай, ни на Тайланд. Точнее, похож, но отличается.

Такого я ещё не видел. Скульптура коровы в морских волнах. Каменная !
Смешные они, хмеры. В Дэнмарке есть маленькая морская статуя русалочки, а тут корова!

Вход в местный бар.

У местного современного только что построенного кафе с великолепным дизайном.

Это на пляже. Ангар с фрагментом советского самолёта Ан-24.
И тут же БМВ. Бар.

На пляже много тени. Белый песок и (!) спокойное море. Мы так привыкли к океанскому прибою во Вьетнаме. А тут штиль!!

Это было в моем детстве
Мои детские мечты
Будто очень были рядом
Твои милые черты
Будто мы куда-то плыли
Только двое я и ты
И когда наступит вечер
И КОГДА ЗАРЯ ЗАЙМЕТСЯ
И когда погаснут свечи
Наше счастье улыбнется
И одарит нас цветами
Будет музыка повсюду
И на белом пароходе
Совершится это чудо.
В жарких странах
В СИНЕМ МОРЕ
На больших и малых реках
Никогда не будет горя
Это нужно человеку
Звезды тихо на ладошку
Упадут с небесной тверди
Счастье есть не понарошку
Вы поверьте, вы проверьте.

На пляже.

И здесь королевский символ — грозный лев.

В этом странном отеле стоимость койки 2 доллара. Наш номер. Огромная комната. Два окна. Хорошая дубовая мебель.

Source URL: https://www.newsps.ru/istoria/kambodzha-chast-pervaya.html