Древнегреческая цивилизация как колыбель демократии

by Надежда Калинина | 15 декабря 2012 03:30

Древнегреческая цивилизация, да, именно она явилась миру как колыбель современной демократии. Но, как и море, на берегах которого тысячелетия назад складывалось древнее античное сообщество, процесс зарождения демократии имел свои волнения и парадоксы.

На стыке трёх частей света – Африки, Азии и Европы – взяла своё начало Античная цивилизация. Она была весьма тесно связана с морем, и поэтому относится к типу морских. Всего на берегах Средиземного моря в те времена проживало около 20 разных народностей. И попытка создать свою цивилизацию была у каждой из них. Античная – не единственная, но самая крупная из цивилизаций Средиземноморья. И видимо, поэтому ей удалось просуществовать, занимая при этом господствующее положение, больше двенадцати столетий

Морские цивилизации, которым фактически дало начало, и которые вскормило море, часто называют талассократическими цивилизациями. Это название происходит от двух греческих слов: таласса, что значит море, и кратос, значение которого мощь, сила.

Две из них, которые выделились и начали своё стремительное развитие в I тыс. до н.э. – это Древнегреческая и Древнеримская цивилизации. Именно их и объединяют чаще всего, называя Античной цивилизацией. Но оставим древних римлян. К ним мы, возможно, вернёмся в другой раз. Пока же нас интересует Древняя Греция и то, как появлялась на свет её демократия.

Фактически именно в древнегреческую эпоху она и зародилась. Но какой народ стоял у демократических истоков и истоков самой Древнегреческой цивилизации?

Древнегреческая этническая история весьма динамична. А сама древнегреческая цивилизация является продуктом многовекового процесса ассимиляции нескольких народов: пеласгов, ахейцев и дорийцев. Последние, имея численное превосходство и проникая медленно, но верно с севера, укоренились в Средней Греции, на Пелопоннесе, островах южной части Эгейского моря, Южной Италии и Сицилии. И в итоге они стали господствующей этнической группой. Но этническое смешение на тот момент уже произошло. Но и это еще не все. Позже те, кого далее именовали создателями древнегреческой цивилизации, назывались эллинами. А уже римляне назвали их греками.

Но такое глобальное и уникальное, по сути, явление, называемое Древнегреческая цивилизация, не могло родиться с первой попытки. Этому предшествовали многие культуры, и на этой плодородной исторической и культурной почве возникло следом древнегреческое общество.

Какие же культуры успели расцвести и прийти в упадок прежде, чем появилась цивилизация греков? В течение двух тысячелетий это были кикладская, троянская, минойская и микенская цивилизации и культуры. А в той, с позволения сказать, исторической расщелине, в периоде застоя, который образовался во временном промежутке между микенской цивилизацией и появлением собственно классического общества, которую историки называют и темными временами, и гомеровским периодом, и предполисным периодом, в это время произошло очень важное событие. Греки освоили железо и наладили массовое производство стали и предметов бытовой необходимости из этого металла. И именно массовое производство и только оно означало, что произошел переход от бронзового века к железному. Это время не богато памятниками искусства, но оно принесло расслоение общества по принципу владения имуществом и укрепило царскую власть, сделав ее наследственной. Вот здесь и был тот рубеж, после преодоления, которого начал зарождаться греческий полис как новое явление и способ организации общества. Рождалась известная нам ныне Древнегреческая цивилизация.

Определяющим моментом было, несомненно, освоение железа и производство стали. Развивались технологическая база и экономика, углублялось общественное разделение труда, формировались подлинные городские центры и развитый тип рабовладения. Так историки наименовали рабство чужеземцев, существовавшее в Древней Греции.

Итак, полис. Греки того времени не представляли себе жизни вне такого центра. И лишь такой образ жизни считался достойным для человека, настоящего свободного эллина. И в этом виделась отличительная черта цивилизованных греков от варваров. Именно в полисах была определена непреложность законов, стало общепризнанным понятием право на собственность, была четко сформирована идея уважения к человеку, появились основы всех наук и рационалистическое мышление, были выработаны привычки к самостоятельному труду и личной инициативе. И самое главное — именно в полисах было положено начало демократии как таковой, выработались ее принципы, и укрепилась структура. А греки — потомки дорийцев и представителей до греческих цивилизаций — заботливо оберегали этого шустрого малыша и раскачивали его колыбель.

Вернемся к полису. Все его жители представляли собой единую общину. И в отличие от восточных примеров подобного рода в греческий полис входили не только городские жители, но и селяне. Но членство в общине имело свои условия: претендент на него должен был быть обязательно греком по национальности, должен был быть свободным и имеющим какую-либо частную собственность. И если уж кому-то посчастливилось стать членом общины полиса, то он автоматически начинал обладать правами. Это были политические права и права на занятие государственной деятельностью. И именно поэтому греческому полису и было присвоено впоследствии название гражданская община. И интересен тот факт, что государство как система не находилось над общиной, а из нее вырастало.

Постепенно внутри полиса формировалось явление известное как гражданское право. Это значит, что начинали складываться своды законов, которые определяли права и обязанности всех членов полиса. И это составляло основы солидарности и взаимодействия жителей внутри полиса.

Не может не удивлять тот факт, что в отличие от современных граждан, жители древнегреческих полисов были способны на деле ставить общественные интересы выше личных. Так зажиточные граждане несли определенную повинность, называемую литургией, в пользу полиса. И это считалось весьма почетным. И вследствие такого положения вещей те жители полиса, члены общины, которые были бедны, могли с легкостью существовать за счет состоятельных ее граждан.

Существовал в полисе и правитель. Назывался он тираном. А его власть, соответственно, тиранией. Так вот тирания нередко служила тому, чтобы при необходимости ограничивать или даже пресекать полностью притязания на власть такого слоя общества как родовая знать. Таким образом, тирания прямо служила для развития внутриполисной демократии. А тиран выступал в роли защитника демократических прав большинства членов общины полиса.

Тирании отлично сыграли свою роль в процессе борьбы с родовой знатью. В этом их историческая значимость. Потом они отступили в тень исторических кулис. А на первый план вышло демократическое общественно е устройство. И как можно проследить из предыдущего описания, для полисов были характерны два типа властных структур: это олигархия (она же тирания), то есть власть меньшинства и демократия, при которой власть принадлежала большинству. В развитии же греческой демократии в целом двумя основными и направляющими факторами были выборность власти и большое значение народного собрания.

В заключение этого небольшого экскурса в историю древнегреческого общества и цивилизации, целью которого были поиски истоков демократии, ее колыбели, хочется отметить, что та роль, которую сыграла Древнегреческая цивилизация в истории всего человечества, необычайно многопланова, велика и сложна. Это был мощнейший прорыв, который сделала цивилизация, вырвавшись на историческую сцену человечества. А Греция стала своеобразной мастерской, где создавались многие заготовки, которые получили последующую обработку и усовершенствовались во временных пределах цивилизаций, идущих следом.

Древняя Греция стала колыбелью не только для демократии. Такие важные составляющие современного цивилизованного общества как гражданский долг и человеческая свобода, частная собственность, идеализм и материализм, все это зародилось и получило толчок для дальнейшего развития именно здесь. Кроме этого важнейшим достижением Древнегреческой цивилизации стал подлинный расцвет человека как личности. И не чьему-нибудь, а именно древнегреческому философу Протагору госпожа История приписывает слова о том, что человек — мера всех вещей.

Но эта же строгая дама, зовущаяся Историей, имеет один невероятный парадокс: да, Древнегреческой цивилизацией был впервые создан образец свободной организации человеческого общества и свободного человека, но создавала она этот прецедент, опираясь ни на что иное, как на рабство!

Город-государство, каким был полис, имел прототипы и до Древней Греции. Но лишь греки, сделав шаг назад, отрешившись от царевластия, вернувшись назад к общинному устройству, смогли создать сообщества-полисы, основанные на принципах демократии и ставшие ее колыбелью. Именно древние греки дали эталон демократического самоопределения человека, который позднее служил предметом изысканий для тех, кто всегда размышлял о лучшем, более справедливом общественном устройстве.

Source URL: https://www.newsps.ru/istoria/drevnegrecheskaya-tsivilizatsiya-kak-koly-bel-demokratii.html