Великий шёлковый путь прогресса

by Алекс | 7 июня 2014 15:52

История Великого Шелкового Пути началась с того, что как-то раз китайский император послал одного своего сановника послом в место, которое в русских сказках обычно характеризуется фразой «пойди туда не знаю куда». Дело было во втором веке до н.э. так что, что находится за пределами Поднебесной её правитель представлял только в общих чертах. Если объединить эти общие черты в одно слово, то слово это будет «варвары».

Варварами, как известно, было всё некитайское население Земли, так что не стоит обвинять властителей Поднебесной Империи, что они не слишком уделяли внимания, что там у этих варваров происходит. Но, безопасность, или, как сейчас принято говорить, национальные интересы превыше всего, и Империя старалась поддерживать отношения с дружескими (и следить за недружественными) племенами у своих границ.

Караваны Шелкового пути

Караваны Шелкового пути

И вот одно не очень дружественное племя напало и вытеснило дружественное, которое и ушло куда подальше. На Запад. А Император решил, что поддерживать дипломатические отношения с дружественными варварами, хорошая идея. И послал им вдогонку своего посла по имени Чжан Цянь.

Посол пересёк пустыню Такла-Макан, затем перебрался через горы Тянь-Шаня и попал в плен к варварам, которые не имели понятия о посольской неприкосновенности. Однако он остался жив и через десять лет его отпустили. Тогда он и догнал бывших союзников, обосновавшихся в оазисах Средней Азии. Где, к удивлению посла существовала целая цивилизация. В одной только Ферганской долине (территория современного Восточного Узбекистана) было более 70 больших и малых городов с развитым ремеслом и земледелием. Они вели оживлённую торговлю с Индией, Ближним, Средним Востоком, а так же с греческими государствами на Средиземном море…

Когда Чжан Цянь возвратился в Китай, то рассказал императору о богатствах окружающего мира. Особенно императора впечатлили рассказы о сказочно быстрых конях Давани (Давани – первое известное нам государство на территории современного Кыргызстана).

Итак, правитель Поднебесной решил, что эти кони – то, что надо его армии для сдерживания главных врагов Китая – кочевников. Китайские лошади, не отличающиеся ни силой, ни быстротой для этого не годились. Кроме того, империя имела что предложить своим будущим торговым партнёрам. Шёлк – весьма полезный в жарких странах и очень, очень дорогой эксклюзивный китайский продукт. Но вначале нужно было создать на него спрос. И в Среднюю Азию были отправлены посольства с дорогими дарами. Среди которых важное место занимал этот самый шелк.

До наступления торговой эпохи шёлка уже существовали караванные пути для торговли полудрагоценными камнями – лазурита, нефрита, сердолика, бирюзы, месторождения которых находились в горах Центральной Азии. Существовал так называемый   «лазуритовый» путь, по которому из Центральной Азии в Иран, Месопотамию и даже в Египет доставляли лазурит, «нефритовый» путь, связывал области Хотана и Яркенда с районами Северного Китая. Кроме того, в страны Передней Азии из Согдианы и Бактрии вывозился сердолик, а из Хорезма — бирюза.

С появлением шёлка все эти маршруты слились в один Великий Шелковый путь, пролегавший по территориям Китая, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Туркмении, Ирана, Азербайджана и Грузии. Кроме своей основной задачи по обогащению олигархов этих стран, путь служил средством распространения новых идей, религий и технологий. Причём, практически все новые технологии распространялись из Китая на запад.

Source URL: https://www.newsps.ru/drevnij-kitaj/velikij-shyolkovyj-put-progressa.html