Открывая Китай. Конфуций

by Алекс | 1 декабря 2015 19:55

Конфуций

Конфуций

Здравствуйте!  Добро пожаловать на новую серию из фильмов о китайских исторических персонажах.

В этом эпизоде мы поговорим о Конфуции. Если и говорить о знаменитых исторических личностях китайской истории, то нельзя не начать с Конфуция, философа, определившего суть развития китайского общества на последующие две тысячи лет.

Конфуций, предположительно, жил с 551 по 479 год до н.э., в так называемый период «Весны и Осени», когда китайская династия Чжоу медленно уходила с исторической арены. Эти времена позже превратились в период «Воюющих царств» до того, как Китай был вновь объединён в 200 году до нашей эры.

Конфуций родился в царстве Лу. Это современная провинция Шаньдун. Когда родился Конфуций, Китай представлял собой тип общества, похожий на средневековую Европу. Различные властители земель боролись друг с другом за власть.

Конфуций видел ухудшение морали, когда аристократия стала поворачиваться спиной к традициям династии Чжоу, которую Конфуций считал своеобразным Золотым веком. Конфуций чувствовал, что его миссия – вернуть Китаю его былую славу, обратившись к Дао, или, иначе к «Пути».

Сегодня Дао относится к китайской традиционной культуре совершенствования, где главным является путь добродетели. Конфуций чувствовал, что люди его времени потеряли истинное уважение к традиционным ритуалам и нормам жизни общества. Они следовали им формально, не понимая истинной сущности вещей. Говоря словами того времени: «Миру не хватало Дао». Таким образом, Конфуций начал свою миссию просвещения людей.

Конфуций учил своих последователей, как стать образованными, подобно господам, обучая их шести искусствам: ритуалам, музыке, стрельбе из лука, управлению колесницей, каллиграфии и математике.

Конфуций утверждал значение нескольких философско-этических концепций, которые будут служить для поддержания основ китайского общества в два следующих тысячелетия. К ним относятся: доброжелательность, праведность, приличие, мудрость и преданность; также верность, как и сыновняя почтительность к родителям и уважительное взаимоотношение между подчиненными и начальствующими, то есть подданными и правителями.

За всю свою жизнь Конфуций не занимал ни одной значительной государственной должности. Почти через 300 лет после его смерти, в эпоху династии Хань, конфуцианство было принято в качестве государственной моральной философии Китая.

Конфуцианство – одна из трёх базовых систем верований Китая одновременно с буддизмом и даосизмом.

Однако конфуцианство больше относится к философии, обучающей в качестве этического учения нормам жизни в обществе, а буддизм и даосизм делают акцент на уходе из мира для поиска духовного просветления.

Конфуцианская убежденность в том, что правитель должен быть добродетельным, привела к созданию имперской системы государственных экзаменов. Экзамены на государственные должности начались при династии Суй, которая правила с 589 до 618 года.

Система экзаменов позволяла назначать чиновников на основе их академических знаний, а не по системе родового наследования, как это было распространено в других частях мира того времени. Поэтому учёные отмечают, что в течение многих веков в Китае была наиболее передовая политическая система в мире.

Постепенно, в ходе истории эти экзамены приобрели строгую структуру. Потенциальных чиновников проверяли на их понимание и способность запоминания конфуцианских текстов. Их ответы на экзаменах должны были демонстрировать хорошо усовершенствованное мышление приверженца конфуцианства.

Система государственных экзаменов пришла к своему концу за несколько лет до падения императорского Китая в 1911 году. После прихода к власти коммунистов в 1949 году, конфуцианство стало подвергаться безжалостным нападкам, особенно во время культурной революции и «кампании уничтожения четырёх древностей: старых обычаев, старой культуры, старых привычек и старых идей».

Так как конфуцианство было ядром китайского общества в течение двух тысяч лет, атаку коммунистического режима на конфуцианство можно расценивать как нападение на самую сущность китайской культуры.

Однако конфуцианство выжило, особенно благодаря сохранению обычаев на Тайване и в других странах.

Сегодня, когда речь идет о традиционной китайской культуре, Конфуция можно рассматривать как одну из самых влиятельных фигур с древнейших времен до наших дней. Его учение лежит в самом сердце традиционной культуры самосовершенствования Китая, ставящей акцент на добродетели. добродетели.

Source URL: https://www.newsps.ru/drevnij-kitaj/otkryvaya-kitaj-konfutsij.html