Вспоминая учение Конфуция: добродетельный характер человека высокой мудрости

 Чжень   29 марта 2012

 

Конфуций (551- 479 до н.э) однажды сказал: «Орхидеи растут в лесу, и они распространяют аромат даже тогда, когда рядом нет никого, кто бы оценил его. Так и благородный человек не позволит бедности погубить его желание совершенствоваться в Дао и стать добродетельным». Мудрый человек знает правду о жизни. Какие бы ни были обстоятельства, он придерживается моральных принципов в выполнении дел и старается следовать учениям святых. Куда бы он ни пошёл, он распространяет свою доброту и влияет на людей, находящихся рядом, так, что они также уважают и ценят мораль и справедливость. Действенность его учения и влияние на людей показывает его добродетельный характер. Ниже приведены несколько историй о Конфуции и его учениках, которые были записаны в «Сборнике афоризмов Конфуция» и «Высказываниях Конфуция».

Мудрый человек говорит своими поступками

Однажды Янь Хуэй спросил своего учителя Конфуция: «Есть ли общее в том, что говорят посредственные люди? Достойный человек должен быть проницательным». Конфуций ответил: «Мудрый человек говорит своими поступками. Его словам соответствуют его дела. Во всём, что он говорит и что делает, он руководствуется принципами, указанными святыми. Посредственный человек лишь хвастается своим красноречием. Он скор лишь в предъявлении требований к другим людям и их осуждении, пока от него ничего не требуется. Мудрый человек относится к другим искренне. Когда он видит, что его друзья нарушают нормы морали, он предупреждает их о будущих последствиях и убеждает их поступать по совести. Его слова исходят из сердца, потому что он искренне заботится о благополучии других. В результате дружба впоследствии обычно становится крепче. Посредственные люди выступают за заключение союза, чтобы делать плохие дела. Однако они не могут не ссориться и ждут случая воткнуть нож в спину друг другу». Конфуций также сказал: «Мудрый человек думает о достоинстве; посредственный человек думает о комфорте. Мудрый человек думает о мере наказания при нарушении закона; посредственный человек думает о пользе, которую он может получить». Эта фраза описывает разницу в мышлении этих двух типов людей. Мудрый человек не следует за толпой, уже не говоря о сговоре с другими. Всё, о чём он думает, – это то, как сохранить достоинство и справедливость. Посредственный человек всё время волнуется о себе. Мудрый человек придерживается правил и хорошо контролирует себя. Посредственный человек ставит превыше всего личную выгоду, и его душа заполнена мыслями о мелких выгодах и комфорте. В «Стандартах для учеников», написанных во времена династии Цин (1644 – 1912 гг.), сказано: «Указать собеседнику с добротой; с обеих сторон будет добродетель. Закрыть глаза на чужие ошибки; обе стороны утратят первопричину». Это ещё один пример того, что посредственный человек поступает иначе, чем мудрый.

Слова и дела человека основываются на его мыслях. Мудрый человек питает мысли о доброте и разумности. Поэтому его слова и поступки полны любви, доброты и великодушия. Когда в округе появляется мудрый человек, его чистые, добрые мысли оказывают влияние на окружающих, пробуждая совесть людей и закладывая семена честности и доброты.

Использовать мудрость во избежание борьбы

Конфуций привёл своих учеников в Куан, регион царства Сун. Местные жители приняли Конфуция за Ян Ху, человека, который устроил жестокое нападение на народ этой области. Они немедленно известили Цзяньцзы, правителя Куан. Цзяньцзы спешно собрал воинов в полном снаряжении, и они выехали верхом, чтобы напасть на Конфуция и его последователей.

Цзылу, один из учеников Конфуция, был очень храбр по своей природе. Он оскорбился, увидев, что жестокие люди из Куана окружают их. Он схватил оружие и приготовился к схватке. Конфуций остановил его и сказал: «Как могли люди, которые совершенствуются и практикуют добро и справедливость, оказаться не в состоянии остановить подобную жестокость? Это моя ошибка – я не обучал вас древней поэзии и великим произведениям, этикету и музыке […] Подойди, Цзылу. Ты будешь играть и петь песни, а я присоединюсь к тебе». Цзылу опустил оружие и взял музыкальный инструмент. Он начал играть и петь. Конфуций присоединился к нему. После исполнения трёх песен люди поняли, что Конфуций был святым, а не жестоким Ян Ху. Они сняли свои доспехи и уехали.

Даже находясь в окружении врагов, Конфуций оставался спокойным. Он, в первую очередь, посмотрел в себя, чтобы увидеть, не сделал ли он ошибки. Если нет, тогда он продолжал нести своё учение и влияние через этикет и музыку. Его поступки отражают различие между ним и Ян Ху. Люди из Куана поняли, что Конфуций был учтивым, замечательным человеком, святым, несмотря на то, что внешне он был похож на Ян Ху. Они были тронуты, и им стало стыдно. В итоге они сняли с себя доспехи и мирно отправились в обратный путь. Конфуций изменил людей своим достоинством; он обратил опасную ситуацию в мирную. Конфуций служит примером человека с добрым сердцем. Люди могли ощущать его великодушие и чувство ответственности в поддержании традиционной культуры.

Сосредоточиться на ключевых вопросах

Однажды правитель Ай Лу спросил Конфуция: «Какой головной убор носил император Шунь в древности?» Конфуций не ответил. Ай Лу спросил ещё раз: «Я хочу учиться у Вас. Почему Вы не отвечаете?» Конфуций поклонился и сказал: «Потому что вопрос, заданный Вами, не касался ключевых вопросов. Именно поэтому я думал о том, как ответить». Правителю стало любопытно, и он спросил: «Что это за ключевые вопросы?» Конфуций ответил: «Во время своего правления император Шунь любил свой народ как своих собственных детей. Он поддерживал добродетельных людей и давал должности способным. Его достоинство было известно за пределами его земли. Однако он оставался скромным и простым. Он изменял вещи мягко, подобно тому как четыре времени года изменяют всё живое в природе. Он поощрял рост характера людей. Его доброта распространялась на других. Вот почему его учение распространилось так широко. Даже легендарный Феникс и мифический Кирин появлялись на подвластных ему землях, свидетельствуя о его великом достоинстве. Всё это происходило потому, что император Шунь поддерживал жизнь и развитие. Вы спросили, какой головной убор носил император Шунь, а не об этих более важных вещах, вот почему я и не ответил сразу».

Жить с добрыми людьми подобно тому, как войти в комнату с орхидеями

Конфуций однажды сказал Цзэн Цаню: «Цзыся быстро повысится, потому что он любит проводить время с людьми более добродетельными, чем он сам. Быть вместе с добрыми людьми подобно тому, как жить в доме, где цветут орхидеи. Каждый человек сливается со своим окружением. Так что мудрый человек должен быть осторожен, выбирая тех, с кем он рядом находится». Также в «Наставлениях для учеников» сказано: «Очень полезно находиться рядом с добросердечными людьми. С каждым днём ваша мудрость возрастает, а ошибки уменьшаются. Плохо надолго оставаться без общения с добрыми людьми. Ничтожные люди, которые разрушают всё, любого человека опустят до своего уровня».

Это говорит нам о том, что, постоянно общаясь с добрыми и мудрыми людьми и считая их друзьями и учителями, человек может расширить свои знания, а также повысить свою порядочность. Мудрый человек подаёт хороший пример. Окружающие будут учиться у него смотреть на себя в поисках собственных недостатков и постоянно повышать требования к себе. Правило «чаще искать собственные недостатки, вместо того, чтобы обвинять других» требует, чтобы человек был откровенным в своих словах и поступках. Строго требовать от себя, оставаясь терпимым к другим – проявление великодушия. Конфуций сказал: «Человек высокой мудрости изучает Дао и любит других людей». Он указывал, что мудрый человек должен заботиться о других, если он изучает Дао, применяя принципы Дао в ежедневном общении с людьми. Высшая доброта подобна воде. Она помогает всем, не противоборствуя ничему.

Добродетельный характер человека высокой мудростимудрого человека приносит гармонию и мир. Это всем напоминает, что нужно требовать от себя и о том, что нельзя поступать против совести. В сегодняшнем материальном мире, слишком много людей, ведомых жадностью, тех, кто стремится к славе и богатству. И тем более в наши дни важно придерживаться внутренней этики и стремления к доброте.

Чжичжэнь

Оставить комментарий

Дизайнерская одежда Грейс Чэнь: сочетание двух культур

Дизайнерская одежда Грейс Чэнь: сочетание двух культур

Когда наступит китайский Новый год

Аксессуары для сотовых телефонов — примета времени

Мебельная история

Домик в зелёном саду прямо в столице

Горящие туры – вариант для шустрых и предприимчивых

Топосъемка линейных объектов

Особенности эвакуаторов и их назначение

Покупаем и продаем ценные бумаги «Alibaba Group»

Услуги переводчиков агентства переводов, особенности и преимущества

Идентификация предприятий и продление сроков действия лицензионных договоров

Проверка новых сотрудников

Способы остекления балкона

Виды пластмасс для изготовления посуды

Курсы для будущих мам

Особенности бронированных автомобилей

Закройте окна! На вас смотрят

История одного кулинарного шедевра. Суши

Работа в сфере клининга

Сезонное продвижение сайта

Гималаи открыли миру мифическое войско из камня

© 2012-2017 "Путь Востока" Яндекс.Метрика