История китайской цивилизации — Золотая Эпоха Искусств

 Алекс   16 апреля 2012

Второе серьёзное социальное изменение после периода Весны и Осени и периода вражды государств в истории Китая, имело место во время правления Династий Вэй и Цзинь, а также северной и южной династий. В это время этнические группы в северном Китае широко объединялись и большая часть культуры средней части Китая была принесена иммигрантами на юг. В течении  400 лет после периода Весны и Осени и вражды между государствами, Китай пережил эпоху расцвета искусств в различных сферах.

3 дня, 3 месяца лунного года 353 н.э. произошло большое событие в истории китайского искусства: 41 ученых мужей сели вместе в Павильоне орхидей в Шаосин, у реки Ландшиэ. В реку был опущен винный бокал. Когда он подплывал к одному из мужей, тот вынимал его из воды, испивал вина и слагал поэму. Древняя картина под названием «Плывущий винный бокал по извилистому ручью» отображает минувшее событие. Такой ритуал проводился на протяжении сотен лет и нёс в себе смысл обращения к воде.

Один из ученых, Ван Шичжи вынул кисть и написал слова прозы о самом собрании. Никто не подозревал, что его письмо станет главной работой в «бегущем» стиле каллиграфии.

В Династиях Вэй и Цзинь расцвело искусство каллиграфии. Ван Шичжи родился в 303 году н.э. в Линьи провинции Шандун. К концу западной династии Цинь знать в центральной части Китая убежала на юг реки Янцзы, чтобы избежать нескончаемой войны. В 317 году н. э. группа этих аристократов обосновала восточную династию Цзинь в городе Нанцзинь, императором которой стал Сомаруэй. Несмотря на войны, эта династия принесла Китаю большое количество выдающихся талантливых людей в разнообразных сферах искусства.

Ван Шичжи который взял себе псевдоним Исяо, был родом из известной семьи в западной Династии Цзинь. Его дом был полон творческих работ каллиграфии, которые он научился уважать и понимать еще в юности. Когда он был достаточно взрослым, он путешествовал по разным горам и рекам Китая, и копировал разные каллиграфические надписи, которые он встречал на каменных плитах. В итоге его навыки в сфере каллиграфии достигли больших высот.

Комментарии в книге «История Цзинь» рассказывают о том, что Ван Шичжи имел хорошую репутацию уже в молодом возрасте. Все имперские министры ценили его талант. Императорский двор назначил его на должность министра гражданского офиса, но он отклонил это предложение. Такое происходило не раз, это было время феодального Китая, и о человеке судили по его социальной значимости и накопленному богатству. Такое поведение Ван Шичжи, сделало его «неудачником» в глазах общества. В своей каллиграфии Ван Шичжи без вульгарности, и не изменяя совести, делится своим видением мира. Он был тогда очень популярен в среде аристократов.

Чэнь Лаи, профессор из Пекинского Университета говорит: «Взгляд ученых того периода был необычен. Мы это называем тип мышления времени Вэй — Цзинь. Ученые того времени в философских вопросах активно использовали даосскую доктрину «не бытия»,  ценили свободный образ жизни и либеральный ум».

В то время ученые часто собирались для обсуждения философских и практических вопросов, такое собрание называлось «Изучение Тайны (Мистерии)». Тогда в 3 и 4 веках среди учёных преобладала нео-даосская доктрина. Эти дискуссии походили на современные форумы, где ученые собирались в тихом месте и философствовали.

После того, как западная Династия Цзинь еще раз объединила Китай, имперский двор придавал большое значение производству, налоги для обычных людей были снижены, что привело к расцвету экономики и культуры страны.

Исследования того времени основывались на метафизике, учениях Лао Цзы и Чжуанцзы. В центре учения о мистерии, были интерпретации трех классических философских книг: Лао Цзы, Чжуаньцзы и Книги Перемен. Первые две работы говорили о единстве природы и человека и о существовании внешнего и внутреннего мира. Во время Династии Цзинь люди были глубоко вдохновлены этими темами и размышляли о той жизни, которая может принести людям счастье, они говорили, что важнее всего на свете духовное освобождение духа, а не удовлетворение материальных нужд и желаний, какова тогда была безупречная нравственность. Они пришли к выводу, что смысл жизни не состоял в потери и приобретении, а в лёгкости которая может ощущаться душой а также в способности оставлять чувства.

Учение мистики проложило путь к развитию творчества. В 1960 году, во время раскопок могилы  периода южных династий, археологи обнаружили рисунок, скопированный притиранием, на котором изображены «Семь святых бамбуковой рощи». Все семеро святых имели свои индивидуальные взгляды на нравственность, но они все были едины в том, что человек не должен быть порабощен догмой, а должен жить, как жили люди в прошлом. Человек должен быть само-осознанным, гуманным и искренним (честным). Эти святые изображены на камне, некоторые из них раздетые до пояса, а другие в свободных одеждах. Эти учёные любили беседовать на философские темы и придавали большое значение совершенствованию нравственности. Джи Кан — вожак семерки, имел великий талант в сфере музыки, хотя преуспевал и в других отраслях. К сожалению, когда ему было 40 лет, он был ложно обвинен и убит, но перед смертью его единственная мысль была о том, чтобы его музыка сохранилась для людей.

Самое большое литературное достижение в период династии Вэй-Цзин и северных и южных династий, было явление пасторальной (пастушеской) поэзии. В эту эпоху великие поэты сделали природу объектом поклонения. Чжуанцзы говорил: «Небеса и Земля самые красивые, но они не хвастаются этим». Поэты и ученые возносили и восхваляли красоту природы, многие уходили со своих официальных постов, чтобы жить в уединенной среде. Самый представительный из них, был Дао Юаньмин, который получил официальный пост в возрасте 29, но после взлетов и падений в своей карьере в 405 году он занял последний пост всего на 80 дней и после этого вернулся в свою родную деревню у подножья горы Лушан, чтобы насладиться природой и уединением. Он жил в ветхой хижине и написал большое количество стихов и поэм, одна из поэм называется  «Ода бессмертного возвращению Домой»: «Мой сад зарос сорняками, почему бы мне не вернуться?» В другой своей поэме, он пишет: «Закрытый в клетке слишком долго, сейчас я вернулся к природе, я забыл материальную прибыль и я далек от светского мира. В тишине ценю я красоту сада, я могу обойтись без многих вещей в мире».

Многие поэты пошли по стопам Дао Юаньмин и выражали состояние ума, отстраненного от внешнего мира. Поэты и художники того времени не обращали внимание на материальные блага и на книжные знания, они сосредотачивались на собственном внутреннем мире. Многие современные критики упускают духовный смысл поэзии этих поэтов и сосредотачиваются лишь на поверхностном понимании их произведений. Многие из тех поэтов занимались самосовершенствованием и использовали обычные слова для описания небесных феноменов. Например, когда они писали «Дом», они имели в виду “Небесный дом”, а не мирской.

В это же время, каллиграфия из сферы практического письма, была вознесена к искусству для эстетического наслаждения. До династий Вэй и Цзинь, искусство каллиграфии в Китае прошло четыре стадии развития. Первая — надписи на костях и черепашьих панцирях в династии Шан (16-17 век до н.э.); вторая стадия — надписи на бронзовых объектах, третья стадия — иероглифы печати, четвертая — официальный стиль письма Династии Хань.

Из-за стандартизированных иероглифов, каллиграфам было сложно выражать свою индивидуальность, поэтому во время династий Вэй и Цзинь, многие каллиграфы придумали стандартный и «бегущий» скрипт.

Ван Юэчуань, профессор из Пекинского Университета, говорит: «Можно сказать, что тип каллиграфии превалирующей до Династии Хань, был для практического пользования. Каллиграфия времени Вэй-Цзинь, так как она представлена Ван Сичжи, стала формой искусства».

Каллиграфическая работа-введение перед «Коллекций павильона орхидей», известная, как самое главное каллиграфическое произведение в «бегущем» стиле письма и с давним времен используется в качестве модели китайскими каллиграфами. Каллиграфическому стилю придуманному Ван Сичжи и Ван Сьенчжи подражают почти 2000 лет. И все каллиграфические стили, такие как: стандартный, бегущий и возбужденный курсивный, были придуманы на основе стиля Ван Сичжи. Все великие каллиграфы более поздних времен усваивали культурные питающие элементы работ Ван Сичжи. Чжан Сю, каллиграф, который жил во время династии Тан скрупулёзно переписал все работы Ван Сичжи и на основе бегущего стиля этого предшественника, изобрел рукописный стиль письма. Су Ши, который жил в Династии Сун, был основателем каллиграфического стиля под названием «Следовать настроению». Он говорил, что работы Ван Сичжи и Ван Сьенчжи гениальны, но их внешний вид прост. Он принимал стиль  Ван Сичжи за идеал. Су Ши использовал кисть исходя из своего настроения, а не исходя из правил, он изучал шедевры, чтобы понять смысл, которые они несли, а не только с точки зрения их внешнего облика. Считается, что Су Ши достиг очень высокого уровня в искусстве каллиграфии. Чжао Мэньфу, великий каллиграф из Династии Юань, продолжил изящный и свободный стиль каллиграфического письма Ван Сичжи, он считается истинным учеником Ван Сичжи.

Среди китайских каллиграфов существует высказывание: «Практикующие каллиграфию, не следующие стилю Династии Цзинь не могут достичь самого высокого уровня, и те, кто не подчиняются правилам Ван Сичжи не могут ухватить суть каллиграфии». Каллиграфические работы имели такие названия, как «Его Высочество общается с Небесами», «Отчет Бога Счастья» и другие.

Каллиграфы Династий Вэй и Цзинь развили основной дух и характер искусства китайской каллиграфии. Критерием эстетики этого искусства является квинтэссенция и внутренний смысл работы, а не внешний ее вид.

В 1980 году в могиле в провинции Шаньси, было найдено много культурных реликвий. Могила принадлежала Бо Жуэй, премьер министру северной Династии Цзинь. Среди вещей в его могиле было найдено 71 прекрасных настенных картин. Стиль, в котором написаны эти картины не является жёстким, свойственный Династиям Хан и Цзинь (2000 лет тому назад). Наоборот, картины с выделяющимися градациями, оригинальны, и изображенные человеческие фигуры выглядят живыми. Картины показывают сцены из реальной жизни. Эти картины представляют истинную китайскую живопись с округлыми линиями и яркими цветами.

Самое первое известное декоративное искусство на глиняных сосудах найденное в Китае относится к культурам Яншао у Луньшан и на бронзовых объектах к династии Инь. Но нам неизвестны имена этих художников. Художественное искусство впервые возникло в династии Цзинь. Люди Цзинь ценили свободу для творческого самовыражения. Гу Кай Чжу, который жил в восточной Цзинь, отбросил все вычурные правила приличия ученых и использовал более либеральный подход в своих картинах, отображая свои личные чувства и идеи. Он хотел передать в своих работах дух, а не сходство в формах.

Лао Цзы — основатель Даосизма, говорил о естественных стандартах, и правильное использование этих естественных стандартов называя это “Путь Божественного”. Чжуаньцзы, другой даосский философ, называл сердца людей сущностью (эссенция), а правильное использование сущности —“Путь Божественного”. Китайский иероглиф слова «дух», включает комбинацию этих слов использованных Лао Цзы и Чжуаньцзы.

Древняя история рассказывает, как  Гу Кай Чжу нарисовал мужчину на бумаге, но не нарисовал его глаза в течении нескольких лет. Когда его спросили о причине, художник ответил: «Не имеет значения красота или уродливость его тела, рисуя человека, важно передать его внутренний мир, его мысли, а в человеческой форме, самое важное — глаза».

Все доступные для нас сегодня работы Гу Кай Чжу, являются репродукциями. Картина «Свиток увещевания», была нарисована Чжан Хуа, который жил во время Династии Цзинь. Все молодые женщины изображенные в его работах очень высокие, и они выглядят объемными, так что их даже назвали тутовыми червями создающими шелк.Картина «Ода Богине реки Луо», вдохновленная поэмой, изображает любовные чувства между императором и его наложницей.

Даосская философия также способствовала тому что, в традиционном китайском художественном искусстве стали изображать различные объекты, «как живые».

Оставить комментарий

Эксклюзив
 
Арахис. Ешьте, не болейте и живите долго
Здоровый образ жизни
Подробнее
Дизайнерская одежда Грейс Чэнь: сочетание двух культур

Дизайнерская одежда Грейс Чэнь: сочетание двух культур

Пропала удача? Нужна программа роста

Как удачно купить одежду через Интернет

Как защитить себя в жестоком мире

Петербург — город вдохновения. С чего начать знакомство?

Вы не знаете, как изменить жизнь? Знает CapitalXP

Как избавиться от стресса без ущерба для прогресса

Что тебе подарить, человек мой дорогой

Как продлить лето? Поезжайте во Вьетнам

Скоро выходные! Значит пора на пикник

Отправляясь в путешествие: как выбрать гостиницу?

Приобретение гражданства Сент-Китс и Невис: новые возможности по выгодной цене

Почему устройства защиты от перенапряжений являются такими эффективными?

Настало лето! Пора в поход

Потолок! Дальше некуда

Какие сладости предлагает нам Япония

Сон может быть вредным, считают японцы

Общество потребителей требует комфорта

Что нужно знать перед путешествием в Китай

«ИГЕБА»: Надежное дезинсекционное оборудование по доступной цене!

Если разруха в клозетах. Современные решения

© 2012-2018 "Путь Востока" Яндекс.Метрика