История китайской цивилизации. Великая Стена, часть 2

 Алекс   11 апреля 2012

Объединив в 221 году до н.э. Китай, Цинь Ши Хуан-ди стал первым императором Китая. Ко времени императора Хань — Ву Ди, который правил с 141 г. по 86 г. до н.э., уже сформировалась многонациональная общность, в которой преобладала этническая группа хань. Каждая этническая группа имела свои традиции, а вместе они создали культуру Цинь хань.

Зимой 198 года до н.э., ханьская принцесса вышла замуж за Цзинь-ди из северного племени. Это был дипломатический брак для улучшения политических отношений. Во время своего совместного правления, ханьские императоры Хань-ди и Цзинь-ди выработали стратегию правления, основанную на сокращении налогов и рабского труда. В результате люди смогли прийти в себя после периода лишений, и страна стала процветать.

В Янлине можно посетить мавзолей императора Цзинь-ди, которого история описывает, как хорошего правителя. Считается, что он был экономным, хотя в его могиле также было найдено немало богатств. Многие императорские захоронения находятся в окружении других могил. Вокруг ханьского этого погребения находятся ещё 157 захоронений. Когда в 90-х годах археологи начали документировать находки из этих захоронений, они были поражены большим количеством фигурок глиняных домашних животных, статуй слуг, воинов, еды, колесниц, лошадей и прочих вещей, принадлежавших императору, что указывает на их роскошный образ жизни. Возможно, мужские и женские фигуры представляют тех, кто прислуживал императору и охранял его. Их одежда в основном истлела, но можно предположить, что это были шёлковые красивые одеяния.

Женская одежда хань была изящной и свободной. Женщины хань имели грациозную, спокойную походку и излучали внутреннюю радость. В отличие от терракотовых воинов династии Цинь, скульптуры эпохи Хань имеют расслабленные и спокойные выражения лиц, что указывает, что у них была благополучная жизнь.

Вначале династия Хань была очень бедной. На выездах императора лошади были разномастными, слабыми. Чиновники часто ездили на телегах, запряженных волами. Спустя 70 лет, ко времени императора У-ди, после императоров Вэнь-ди и Цзин-ди, расцвело коневодство. Если кто-то ехал по делам на кобыле, его высмеивали.

В древние времена лошади играли важную роль в войне. Император Вэнь приказал разводить хороших коней, и к концу правления императора Цзин-ди, они добились успеха. К тому времени на северо-западе Китая было 36 коневодческих хозяйств. Ханьский двор, наконец-то, получил сильную кавалерию, которая была важной частью военной стратегии императора У-ди. Император обнаружил два вида наилучших лошадей, один из них был завезён его полководцем из Узбекистана. Император даже написал стихотворение, восхваляющее эту породу лошадей.

В центральной части Китая, рядом с Чанъанем, находятся захоронения императоров Хань. Самое большое принадлежит У-ди, оно второе по размеру после похоронного комплекса Цинь Ши Хуан-ди.

Целых сто лет, с момента утверждения династии Хань, северные племена продолжали нападать на жителей Хань. Император У-ди, взойдя на трон в 140 году до н.э., не согласился руководить слабой и пассивной страной. Лю Бан, первым из императоров династии Хань, перенял военную систему Ши Хуан-ди. Император У-ди усилил и улучшил её и сделал империю сверхмощной. Со временем появились несколько выдающихся военачальников.

В 119 году до н.э. император приказал двум военачальникам избавить страну от набегов кочевых северных племён. Полководцы вели армию двумя путями — через Север и Монголию, они отогнали кочевников к берегам Байкала. Наконец, Китай стал единым и безопасным. Южные племена были в союзе с Хань, и было создано две новых провинции. На черепице крыш города Чанъань были такие надписи: «Тысяча лет правления!» и «Хань правит миром». Хотя правила ли какая-нибудь империя тысячу лет? Ответ, конечно, отрицательный.

Люди того времени мыслили и чувствовали себя, как члены единой культурной группы, это было началом национального единства.

То, что при династии Хань называлось западными территориями, сегодня – Синьцзян. На этой территории проживало 36 народностей.

В 139 году до н.э. Чжан Цянь отправился с дипломатической миссией в западные районы. Он вернулся в Чанъань спустя только 13 лет, испытав много трудностей (его продолжительная поездка запечатлена на фресках в пещерах Дуньхуан). В своём докладе императору У-ди Чжан предлагал императору установить торговые связи с жителями тех мест и поддерживать безопасность торгового пути «Восток-Запад». Император принял предложение, и «Шёлковый путь» был включен в экономическую политику Китая. С открытием Шёлкового пути Китай стал действительно великой азиатской державой.

Доклад Чжана включал сообщение об Иране, Индии и других центрально-азиатских стран. В то время даже Римская империя получала товары из Китая. Шёлковый путь продолжал способствовать процветанию стран вплоть до династии Юань в XIII столетии. Шёлковый путь начинался от Чанъаня. Императорский дворец занимал почти треть уже огромного города, а вокруг было 160 пригородных районов, которые назывались Ли. В Чанъане было 9 рынков, принадлежащих власти. Все транзитные перевозки должны были совершаться в соответствии с государственными правилами, такая система существовала сотни лет, вплоть до династии Тан.

К шестому году правления императора У-ди население Китая достигло 37 миллионов, в Чанъане проживало 250 тысяч человек, а включая пригороды — 1 миллион. Чанъань можно было сопоставить с Римом.

Процветали искусства театра, музыки и танца. Представления были доступны лишь знати, хотя сами артисты были выходцами из слоя обычных людей. Время династии Хань было спокойным, страна процветала. Китай в то время был не только самой многонаселённой страной мира, но и самой богатой.

Денег было так много, что в хранилищах казны, нити на которых были нанизаны монеты, лопались. Еды было так много, что она сгнивала, и некому было её употребить.

Огромное количество книг хранилось во дворце Уэян и зале Тьянлу. Возможно, именно тут великий историк Сыма Цянь начал изучение их. Первая сводная история Китая под названием "Исторические записки" была окончена им в 98 году до н.э. Его труд охватывает историю от эпохи Желтого императора вплоть до правления императора династии Хань У-ди.

В своей «Истории» Сыма Цянь положительно рассматривал многонациональное, объединенное и централизованное государство. В «Истории династии Хань», написанной Бань Гу, эта тема раскрывается более детально с акцентом на географию Китая. В то время в Китае было 103 провинции и более тысячи округов.

Какая философия и какие моральные принципы позволяли руководить такой большой и многообразной страной?

Многие философы и мыслители внесли свой вклад в формирование системы мышления и поведения, способствующей мирному процветанию общества и развитию культуры династии Хань. Это было время, когда над воплощением в жизнь идеи объединенной страны совместно «работали» многие народности.

«Многонациональная страна, — говорит Лю Циньчжу из Китайской академии общественных наук, — с доминирующей этнической группой хань, в процессе своего формирования приобрела форму единой, централизованной империи».

В династии Хань, учёные мужи способствовали распространению культуры Хань, строя по ней свою жизнь, и они создали целый набор культурных норм, охватывающих сферы литературы, правоведения, обычаев и морали, включив в него мудрость всех этнических групп. В то время были основаны точки согласия с этими группами и разрешены разногласия.

В итоге император У-ди принял предложение Дун Дун Шу принять конфуцианское мировоззрение, как основное и запретить все остальные. Так начался период, когда Конфуция почитали превыше всех остальных.

От Лю Бана, первого императора Хань, до У-ди — главенствующей политической идеологией считался даосизмом (хотя даосизм в корне не имеет много общего с политикой). Корень такого миропонимания лежал в жизни гармонии с природой (Дао). С воцарением У-ди Китай стал очень сильной державой с точки зрения военной и экономической, поэтому этот император принял более новаторский подход.

В 110 году до н.э. император У-ди повёл десятки тысяч человек в небывалый паломнический поход к горе Тайшань, одной из главных гор Китая. На этой горе император приносил жертвоприношения Небесам и Земле.

История китайской цивилизации. Великая Стена

Оставить комментарий

Эксклюзив
 
Арахис. Ешьте, не болейте и живите долго
Здоровый образ жизни
Подробнее
Дизайнерская одежда Грейс Чэнь: сочетание двух культур

Дизайнерская одежда Грейс Чэнь: сочетание двух культур

Пропала удача? Нужна программа роста

Как удачно купить одежду через Интернет

Как защитить себя в жестоком мире

Петербург — город вдохновения. С чего начать знакомство?

Вы не знаете, как изменить жизнь? Знает CapitalXP

Как избавиться от стресса без ущерба для прогресса

Что тебе подарить, человек мой дорогой

Как продлить лето? Поезжайте во Вьетнам

Скоро выходные! Значит пора на пикник

Отправляясь в путешествие: как выбрать гостиницу?

Приобретение гражданства Сент-Китс и Невис: новые возможности по выгодной цене

Почему устройства защиты от перенапряжений являются такими эффективными?

Настало лето! Пора в поход

Потолок! Дальше некуда

Какие сладости предлагает нам Япония

Сон может быть вредным, считают японцы

Общество потребителей требует комфорта

Что нужно знать перед путешествием в Китай

«ИГЕБА»: Надежное дезинсекционное оборудование по доступной цене!

Если разруха в клозетах. Современные решения

© 2012-2018 "Путь Востока" Яндекс.Метрика