История китайской цивилизации — Свет разума, часть 2

by Алекс | 9 апреля 2012 15:41

В 506 году до н.э., король У назначил Суньцзы на должность генерала, и Суньцзы повёл армию против государства Чу. Сунцзы выиграл все пять сражений. Это принесло ему репутацию военного гения. Спор относительно того, написал ли именно Суньцзы «Искусство Войны» длился на протяжении 2000 лет. Когда археологи открыли две могилы, принадлежащие Династии Хан в горах Иньчуэ в 1972 году в провинции Шаньдун, они обнаружили два манускрипта, написанных на бамбуковых листах. Один назывался «Искусство Войны Суньцзы», а второй «Искусство Войны Суньбинь». Это их удивило, потому, что книги были написаны в очень разных стилях, хотя шли из одной традиции. Это открытие разрешило спор. Суньбинь был внуком Суньцзы, что подтвердило тот факт, что «Искусство Войны было действительно написано Суньцзы.

Хуан Пуминь из Университета Жэньминь, говорит: «Используя краткий язык и лаконичность, книга «Искусство Войны Суньцзы» содержит главные аспекты военной науки. Её концепции продвинутые, методы научные, а мышление диалектическое. Книга содержит немного более 5000 иероглифов, и объясняет, как править армией и даже страной. Эта книга по-прежнему актуальна и по сей день».

Другая школа мышления также базировалась на взаимоотношениях между государствами, но совсем с другой стороны. Эта школа основывалась на политической дипломатии. Она также продвигала решение вопросов исходя из мудрости, гибких тактик и красноречивом ораторстве. Из семи государств во время периода воюющих государств, самым сильным было государство Чинь (Цинь). Оно представляло собой опасность государствам Ци, Чу, Ян, Хан, Сяо и Вэй. Одна из политических стратегий, Джаньи, предлагала формирование союза государств от запада до востока, и подписание договора с Чинь о поддержании статус-кво, чтобы тем самым сохранить мир. Другая стратегия, представленная Су-чин, предлагает союз с севера на юг, чтобы собрать армию, которая будет достаточно сильной, чтобы отразить вторжение Чинь. Идея состояла в том, что если Чинь вторгнется в одно из государств, они будут вместе воевать против Чинь. Военный союз был нанесён на нефритовых плитках восточной Династии Чжоу. Политические стратегии представляли собой практическую школу мышления, продвигающую влияние на государственных деятелей, используя дипломатию. Самым выдающимся дипломатом был человек по имени Су-чин.

Су-чин сначала отправился в государство Чинь, но будучи прогнанный королем Чинь, он отправился в восточные государства. Су-чин понял, что когда государство Чинь станет сильнее, оно завоюет все остальные шесть государств. Поэтому он предложил, чтобы государства сотрудничали против расширения Чинь. Он проделал хорошую работу в убеждении остальных шести государств сотрудничать вместе, и государства назначили его на должность премьер-министра.

Су-чин были единственным человеком в истории Китая, и возможно даже мира, который мог находиться на должности премьер-министра в шести государствах. Су-чин и его министры смогли предотвратить множество войн, используя лишь язык в качестве оружия. Они были первыми уникальными, мудрыми и талантливыми дипломатами в 5000-летней истории Китая. В итоге Чинь нарушила мирный союз и завоевала все шесть государств. Исток победы относят к легальным реформам, начатым Шан Ян, и мышлению законников, которые следовали за ним. Существует мнение, что объединение Китая было неизбежным, и следовало небесным изменениям.

У Шучэнь из Пекинского Университета, говорит: «Законники подчеркивали значение законодательства. Они использовали чистый, точный язык, который мог понять даже ребёнок, чтобы нормировать каждый аспект социальной жизни посредством законов и правил. Они требовали, чтобы все подчинялись закону. Они объединили весь Китай. Для них идеальное общество представлялось таким, где правители и вассалы, высокие и низкие подчинялись закону».

В 1975 году археологами была обнаружена могила королевского судьи государства Чинь, и вместе с другими артефактами были найдены бамбуковые листы, на которых были записаны законы Чинь и дела, с которыми судья имел дело. Всего таких листов было 1100. Эта находка дает просвет на систему законодательства Чинь.

Реформы Шан Ян превратили Чинь, одно из конкурирующих государств, в самое сильное, которое завоевало весь Китай. Акцент был помещён на строгие законы и продвижение по службе, на основе навыков и способностей.

В 484 году до н.э. Конфуций только что закончил 14 лет странствий по стране, ему было 68 лет. Конфуций вернулся в государство Лу, чтобы учить своих учеников. Он надеялся, что его ученики будут обладать нравственностью, будут учёными, которые смогут воплотить в жизнь его идеалы. Его книга «Литературный сборник Конфуция» основывается в основном на его дискуссиях с его учениками и диалогами между ними. В книге он рассказывает своим ученикам, что такое милосердие и ритуалы.

Согласно легенде, у Конфуция было более 3000 учеников, более 70 из них овладели навыками шести искусств: ритуалы, музыка, стрельба из лука, езда на боевых колесницах, каллиграфия и математика. Конфуций верил, что каждый имеет право на образование, и хотел, чтобы образование было доступно всем, независимо от социального статуса человека. Этот идеал стал краеугольным камнем в последующих системах образования в Китае. Конфуций верил, что посредством образования, все обретут добродетели: добросердечность, праведность, уместность, мудрость и доверие.

С периодов Весны и Осени, и периода воюющих государств, существовало две системы образования. Одна была финансирована государством, а другая это частные школы. У Конфуция была частная школа. Эта традиция государственных систем образования и частных школ дошла до сегодняшних дней.

Конфуций представил абсолютно новый стиль учения, а также лично кодифицировал древние писания и определил Канон классических работ, известный, как Пять Классик: Книга Перемен, И Чинь (И Цзинь), Книга поэм, Книга ритуалов, Книга музыки и Хроники Весны и Осени.

Книга Перемен — самая ранняя книга в китайской цивилизации, принадлежит ещё доисторической цивилизации, хотя её приписывают королю Чжоу. Книга представляет набор серий шестиугольных фигур, состоящих из сплошных и разорванных линий. Конфуций написал заметки к этой книге.

В 134 году до н.э., Император У из Династии Хан, принял предложение, что Конфуцианство станет официальной школой мышления государства, а остальные школы мышления были устранены. С этого момента, все чиновники обязывались изучать пять классик. В Династии Сун, Чжу Си предложил, чтобы к пяти классикам были добавлены 4 книги: Литературный сборник Конфуция, работы Мэньсиуса, Доктрина середины и Великое учение. Эти книги стали настольными книгами всех интеллектуалов и учёных Китая.

В настоящее время КПК, властвующая коммунистическая партия Китая, открыла школы Конфуцианства по всему миру. Но эти школы продвигают не конфуцианские идеи, а идеологию партии, которая пришла с Запада. В то время, как Конфуций учил гармонии и милосердию, КПК ведёт кровавые бои со своими собственными жителями, а также сурово преследует инакомыслие и другие духовные практики, как Фалуньгун.

В период враждующих государств возникло много школ мышления, их обычно называют сотней школ мышления и они включают в себя: Школу Конфуцианства, Школу Даосизма, Школу Моизма, Школу законников, Школу Инь Ян, Школу логистов, Военную Школу, Сельскохозяйственную школу и Школу политических стратегий.

Социальная трансформация в Китае длится уже более 400 лет. Возник вопрос, который будоражил умы многих правителей, как выбрать лучшие из идей и школ мышления, и как править объединенной страной, в которой эти идеи могут свободно соревноваться. Одно из первых государств, которое попыталось решить эти вопросы, было Чи (Ци). Оно обосновало академию Зыбо (Тиша) в провинции Шандун. В эту академию были приглашены учёные, где они могли дискутировать и продвигать свои идеи. Учёные могли приходить и уходить свободно, а также были презентованы призы и награды за выдающиеся успехи. Особо выдающийся становился Мастером Цзиша. В академии обсуждались вопросы относительно событий в мире, а также история и будущее.

Можно сказать, что Академия Цзиша была культурным центром, основанным правительством. Центр пытался привлечь людей со всех государств. В одно время, тысяча людей обучались в этом центре. Известные последователи Конфуция: Мэньсиус и Цзюнцзы, были когда то Мастерами Цзиша. Мэньсиус, который жил в государстве Чи (Ци), более 10 лет продвигал Конфуцианскую интеллектуальную традицию и концепцию добросердечного правления. Он верил, что также как человек не может начертить квадрат и круг без линейки и циркуля, невозможно создать порядок в стране без ритуалов и музыки. Он считал, что страной невозможно эффективно управлять через насилие. В стране должен быть король, а не тиран. Доктрины Конфуция и Мэньсиуса находились в сердце конфуцианской культуры. После смерти, репутация Мэньсиуса была второй после Конфуция.

Цзюнцзы поступил в академию вскоре после смерти Мэньсиуса. Там он отслужил три срока, как глава Академии. Он считал, что демаркации между социальными классами не могли гарантировать гармонию и стабильность, он не верил в совершенство, но считал, что ритуалы важны для хорошего строя и порядка в стране, где законы и музыка играют вспомогательную роль. Он смог объединить сотни школ мышления в Китае. Возможно, что идея равенства между классами и людьми не берет в расчёт кармический закон причины и следствия, который гласит, что люди не рождены равными, а счастье и невзгоды в жизни каждого вытекают из накопленных прежде добродетели и грехов.

В последующие Династии, когда процветали академические действия, сотни школ мышления соревновались между собой. Если в саду общества рос только один цветок, то такой сад не был бы красивым. Но когда разные цветы поддерживают друг друга, тогда сад расцветает.

Другая важная школа в Академии Цзиша была школа Инь Ян, которая пыталась объяснить все феномены влиянием пяти элементов друг на друга и через взаимодействие инь и ян. Пять элементов это: металл, дерево, вода, огонь и земля. Представитель этой школы был Зоян, который также преподавал в этой Академии. Другие школы в Академии включали сельскохозяйственную школу, которая обучала легендам и ритуалам людей, школа логистов, чьи дебаты иногда граничили с софистикой, и другие.

В Династии Хань, Сто Школ были объединены в шесть школ. Шесть школ стали двумя школами, Конфуцианская и Даосская. Когда Буддизм пришёл в Китай, традиционный культурный узор был завершен.

История китайской цивилизации

Source URL: https://www.newsps.ru/tradizionnaia-kultura/istoriya-kitajskoj-tsivilizatsii-mdash-svet-razuma-chast-2.html