Холодным январским утром на станции метро в Вашингтоне один скрипач 45 минут играл шесть произведений Баха. Это был час пик, и было подсчитано, что через станцию прошли 1100 человек. Большинство из них было в пути на работу.
Через три минуты после начала игры, один мужчина средних лет обратил внимание на игру музыканта. Он замедлил шаг, остановился на несколько секунд, а затем поспешил на поезд.
Минуту спустя, скрипач получил свой первый доллар в качестве чаевых: женщина бросила деньги в футляр инструмента, и, не останавливаясь, продолжила свой путь.
Через несколько минут один мужчина прислонился к стене, чтобы послушать игру, но, посмотрев на часы, собрался уходить. Было ясно, что он опаздывал на работу.
Наибольшее внимание музыканту уделил на вид 3-летний мальчик. Мать тащила ребёнка за собой, но малыш остановился, чтобы посмотреть на скрипача. Наконец, мать, настойчиво дёргая сына за руку, добилась своего, и ребёнок последовал за ней, продолжая оборачиваться на скрипача. Несколько других детей повели себя подобным образом. Все родители, без исключения, заставили своих отпрысков двигаться дальше.
За 45 минут игры только 6 человек приостановились, чтобы послушать. Около 20 человек дали ему денег, но продолжили идти своим нормальным темпом. Он собрал $ 32. Когда он закончил играть, никто не обратил на это внимания, никто не аплодировал, и не было никаких знаков признания.
Никто не знал, что скрипачом был Джошуа Белл, один из самых талантливых музыкантов мира. Он только что сыграл одно из самых сложных произведений, когда-либо написанных, на скрипке стоимостью 3,5 миллиона долларов.
За два дня до его игры в метро, были распроданы билеты на концерт Джошуа Белла в Бостоне. Средняя стоимость билета составляла $ 100.
Это реальная история. Игра инкогнито в метро Джошуа Белла была организована газетой «Вашингтон пост» как часть социального эксперимента, посвященного вопросам восприятия, вкуса и знаменитостей.
В обычных обстоятельствах, в неподходящий момент воспринимаем ли мы красоту, останавливаемся ли, чтобы оценить её, и можем ли признать талант в неожиданной обстановке?
Один из возможных выводов из этого эксперимента может быть следующим: если у нас не будет времени, чтобы остановиться и послушать одного из лучших музыкантов мира, исполняющего лучшую музыку, из написанной когда-либо, не упускаем ли мы самое важное?