Яркая речь вождя Десять Медведей на встрече с соплеменниками

by Алекс | 11 февраля 2016 23:54

Вождь Десять Медведей. Фото: wikimedia.org.

Вождь Десять Медведей. Фото: wikimedia.org.

В современном мире мы привыкли слышать речи политиков, говорящих громко, красноречиво, порой заносчиво, часто агрессивно и крайне редко правдиво. Заглядывая в историю, можно увидеть иные примеры речей, которые произносились на политических встречах. В этой статье мы представляем текст речи, произнесённой вождём индейцев Десять Медведей в октябре 1867 года на собрании в святилище индейцев. (Medicine Lodge Treaty), на котором индейцы согласились принять меньшую по размеру резервацию в западной части индейской территории в Оклахоме.

Десять Медведей (1790 — 23 ноября 1872) был главным вождём племени команчей Ямпарика, или «Едящие коренья». Вероятно, с конца 1840-х годов он был также вождём местной группы Кетахто («Не носящие обувь»).

«Когда я вижу вас здесь, моё сердце наполняется такой же радостью, какая бывает, когда весенние ручьи наполняются водой от таяния снегов; у меня такая же радость, какой переполняются кони с появлением весенней свежей травы в начале года. Я узнал о вашем приходе за много снов, и для вашей встречи устроил несколько лагерей. Я знаю, что вы пришли с добром ко мне и моим людям. Я увидел выгоды, которые будут у нас вечно, поэтому моё лицо сияет от радости, когда я смотрю на вас. Мои люди никогда первыми не брали в руки лук, чтобы стрелять в белых людей. Однако между нами возникла проблема, и мои молодые мужи протанцевали Танец войны. Но не мы начали войну. Вы первые выставили воина, а мы отправили своего. Два года назад я вышел на эту дорогу, следуя за бизонами, чтобы у моих жён были пухлые щёки (были сыты), и их тела согрелись. Однако солдаты открыли по нам огонь, и с этого времени слышен грохот, какой бывает в грозу, и мы не знаем, куда нам идти… Но мы не заплакали в одиночестве. Среди ночи появились солдаты в синей форме, и уты (utes), пользуясь темнотой, подожгли наши жилища. Вместо охоты на дичь, они поубивали моих храбрецов, и воины племени обрезали волосы, оплакивая мёртвых. Так было в Техасе. Они принесли горе в наши стоянки, и мы пошли на них, как делают самцы бизонов, когда нападают на их самок. Мы их нашли, убили, а их скальпы развесили в наших хижинах. Команчи не слабы и не слепы, словно семидневные щенки. Они сильны и дальновидны, как взрослые лошади. Мы пошли по их пути. Тогда заплакали белые женщины, а наши женщины засмеялись.

Однако вы сказали о таких вещах, которые мне не нравятся. Они не сладкие, как сахар, а горькие, как дикие тыквы. Вы сказали, что хотите поместить нас в резервации, построить нам дома и места для святилищ. Мне они не нужны. Я родился в прерии, где свободно гуляет ветер, и нет ничего, что заслоняет солнечный свет. Я родился там, где нет заборов и оград, и всё дышит свободно. Я хочу умереть там, а не в ваших стенах. Я знаю каждый ручей и каждое дерево между Рио-Гранде и Арканзасом. Я охотился и жил по всей стране. Я жил, как до меня жили мои предки, и также счастливо, как и они.

Когда я был в Вашингтоне, Великий Отец (Бог) сказал мне, что вся земля команчей — наша, и что никто не смеет мешать нам жить на ней. Так почему же вы просите нас оставить реки, солнце и ветер, и жить в домах? Не просите нас отказаться от буйволов и поменять их на овец. Наша молодёжь услышала об этом, и стало им грустно, и они рассердились. Не говорите больше об этом. Я с удовольствием передаю вам слова Великого Отца. Когда я получаю дары и пищу, я радуюсь вместе с моими людьми, ведь это знак того, что Он нам благоволит.

Если бы техасцы не вошли в мою страну, то, возможно, был бы мир. Но та земля, которую вы для нас теперь отвели, слишком мала, чтобы жить на ней. Техасцы забрали места, где трава росла обильно, и древесина была лучшей. Если бы у нас всё ещё была наша земля, мы могли бы сделать то, о чём вы нас просите. Но теперь слишком поздно. Белый человек захватил страну, которую мы любим, а мы лишь хотим свободно бродить по прериям до нашей смерти. Всё хорошее, что вы мне скажете, не будет забыто. Я сохраню это у сердца, как своих детей, и буду это повторять также часто, как имя Великого Отца. Я не хочу, чтобы на моей земле кровь окрасила траву. Я хочу, чтобы всё было чисто и невинно, и я желаю, чтобы все, кто приходит к моим людям, находили мир и уходили также с миром».

Как известно, большая часть договоров (если почти не все) между индейцами и белыми были нарушены и не выполнялись белыми американцами. С духовной точки зрения известно, что всё происходящее на Земле зависит от воли Небес. Кто знает, сколько кармы (грехов) люди накопили за время своих перерождений в течение сотен и тысяч лет? Поэтому, с поверхностной точки зрения, всегда трудно понять «кто прав, кто виноват». Можно лишь стараться повышать уровень своей нравственности, чтобы становиться ближе к небесному принципу «Истина, Доброта, Терпение».

Source URL: https://www.newsps.ru/obshestvo/30946.html