Кирилл Волжанин. Русский гитарист с татарской (а может быть испанской) душой? Часть 1

by Алекс | 1 января 2013 21:43

Существует какая-то особая связь, взаимопонимание между душой человека и гитарным звучанием. Необычная виртуозная и душевная игра на гитаре Кирилла Волжанина не может не привлечь внимания. Гениальный композитор дотягивается до самого сокровенного внутри нас янтарными переливами, нежно вознося нас и позволяя парить с ветрами… Без навязчивой сентиментальности и резких ударов, прерываясь до полной тишины, музыка Кирилла Волжанина красива и легка, нежна как весеннее солнце, без тяжести, грусти и, тем более, без вульгарности, порой встречающейся у современных музыкантов. Произведения Кирилла традиционны, они отражают возвышенный и благородный внутренний мир самого музыканта.

Отец Кирилла, композитор, музыкант и учитель музыки. Когда его спрашивают о его образовании, он отвечает: «Как у Моцарта», отец — учитель музыки, с детства занимался с сыном музыкой. Однако к гитаре Кирилл пришёл не сразу, в 14 лет начал самостоятельно учиться играть на ней, а в 15 поступил в музыкальное училище. Конкурс в 11 человек на место Кирилл прошёл. Кирилл говорит, что, вероятно, его приняли за музыкальность, потому что техникой он тогда особо не владел.

Кирилл — верующий человек. Он говорит, что без веры, «лифт может подниматься только по карьере, но не в творческом смысле». «Без веры, все творческие люди, когда чем-то занимаются, они упираются в потолок, и больше они ничего не могут стоящего произвести. Дальше хода нет, начинается только бизнес».

Кирилл всегда писал музыку, работая на пару с отцом. Отец писал стихи, а Кирилл музыку. Их произведения уже тогда исполнялись по радио. Кирилл родился в Казани, и они писали музыку и стихи для татарских песен, которые до сих пор звучат там на радиостанциях.

Со временем Кирилл решил углубиться в классическую гитару, которую считает интересным инструментом. «Это вечный инструмент, который переходит из одного состояния в другое. Если у царя Давида была арфа, или псалтирь…раньше это развивалось и перешло в другие инструменты, потом в лютню, потом в гитару…»

Кирилл черпает вдохновение в историческом, классическом и национальном богатстве.

Кирилл говорит, что есть композиторы, которые пишут или придумывают музыку. Труд композиторский заключается в компилировании нужного последования нот, чтобы создать определённые ощущения. «Я пошёл несколько иным путём. Я решил не придумывать, а дожидаться, когда ко мне что-то придёт, что во мне и останется». Даже сами названия произведений к Кириллу приходят сами. Например, «Неоновый вальс». Ни пьеса, ни название не придуманы, а «сами сочинились», говорит Кирилл.

На вопрос зависит ли он от гитары, вступает ли с ней в диалог или он ею руководит, Кирилл отвечает: «От гитары много чего зависит, во-первых звук, удобство игры, хороший мастер. Если меняется температура, то гитара может расстроиться. Раньше, когда струны делались из кишок, если кто-то входил в зал, открывалась дверь, то гитара тут же «ползла по строю», и музыканту приходилось перенастраивать инструмент.

Гитара по динамике более сдержана. До XX века это был салонный инструмент, затем великий испанский гитарист Андрес Сеговия ввёл её в концертные залы. Но всё равно, если кто-то в зале начинал кашлять, он ждал пока человек прокашляется, и только потом продолжал. На его концертах была идеальная тишина. В 26 году он приехал и играл в зале Чайковского московской консерватории, в зале на 2000 мест стояла полная тишина, люди оказались способными терпеть и не создавать шума, чтобы услышать музыку. Фортепиано и скрипка — это другой уровень громкости и другое звучание.

Кирилл говорит, что сейчас мало людей, готовых слушать музыку акустической гитары, это в основном верующие и те, кто относятся почтительно к тишине, кто ценят чувства. «Звук гитары пришёл из глубины веков, это щипковый инструмент, обладающий благородным тембром. Но основная часть людей, которые ходят на концерты, ищут сильных впечатлений. Классическая гитарная музыка имеет свои ограничения. Среди всех инструментов, это один из аскетичных, «постных» инструментов. Если меломан хочет попоститься, в плане музыки, он может послушать игру на классической гитаре».

Сергей Дмитриевич Орехов, гитарист семиструнник произвёл на Кирилла глубокое впечатление. Сам Кирилл играет на шестиструнной гитаре. «Я родился достаточно поздно, тогда уже 90% гитаристов играли на шестиструнках. В начале XX века цифра была обратная, благодаря приезду Андреса Сеговия в Москву. Шестиструнка имеет другой строй и, соответственно, другой репертуар. А эту ситуацию добила группа Битлс, и тогда все гитары стали производиться шестиструнными. «Сергей Дмитриевич Орехов был однолюбом, играл на семиструнке и добился очень больших высот, именно как художник. Особенно если послушать его аранжировки. Сейчас культура семиструнной гитары возрождается, и это, слава Богу, потому что это наше народное…»

Кирилл выступает со своей программой «Гитара Россия век XX» в разных городах России, где он играет репертуар гитаристов XX века, Иваново-Крамского, Михаила Иванова и других.

«Романс-посвящение С. Орехову»

«Умиление»

 

«Рождественская сказка…»

 

«Ручеёк»

Source URL: https://www.newsps.ru/muzy-ka-iskusstvo-i-literatura/kirill-volozhanin-russkij-gitarist-s-tatarskoj-a-mozhet-by-t-ispanskoj-dushoj-chast-1-3.html