Александр Сокуров — кинорежиссёр, который хотел стать радио-драматургом

«Пока талантливые люди существуют, кто-то обязательно будет делать что-то удивительное».
Александр Сокуров

Alexander Sokurov

Александр Сокуров

В наше время не все люди понимают и задумываются о том, что нравственность и культура — это залог и основа процветания нации, уже не говоря о тех, чья душа болит от осознания деградации общества. Таких тоже вероятно немного. И если для Солженицына напрашивается эпитет «совесть нации», то о режиссёре Сокурове можно сказать, что он есть душа нации. Грусть в глазах, которую Александру Николаевичу не удаётся скрыть — отражение боли за то, что сокрыто от взора многих других. Это скорбь об исчезновении культуры нации, что со временем может привести к исчезновению и самой нации.

Александр Сокуров — известный русский кинорежиссёр, хотя говорит, что кинематографию, как визуальное искусство, не любит, а любит литературу и стал режиссёром лишь по воле судьбы. Он сам рассказывает, что вырос в очень простой семье, у его родителей не было высшего образования. По линии отца у него украинские корни, по маме — приволжские. Мама была из семьи заводских рабочих, отец из крестьян, ставший военным. Для него перешагнуть некую предначертанность уклада жизни и сознания было большим испытанием, к этому Александр не был готов. Правда, многие люди в его окружении проходили подобное, стремясь к высшему образованию.

И сам Сокуров так же получил высшее образование в области истории, а затем очень качественную, по его словам, ВГИКовскую подготовку. У режиссёра особое чувство к Японии, он говорит, что в Японии не чувствует себя иностранцем, поэтому его иногда ласково называют Александром Сакуровым. Про себя Александр Николаевич говорит, что в душе он больше европеец, чем русский. Он уважает разные народы и их культуру, и искусство, именно потому, что любит искусство своей страны. В области большой, «взрослой» кинематографии России, как он считает, особенно гордиться нечем, но есть чем гордиться в области мультипликации и детских фильмов, с их чистотой, мягкостью, добросердечностью, художественностью и живописностью.

Ниже собраны и представлены мысли режиссёра, высказанные в различных интервью и выступлениях. Кавычки почти везде (за редким исключением) отсутствуют, но это – намеренное упущение, чтобы не переполнять текст знаками препинания… Итак, встречайте! Сокуров – гений, мыслитель и кинорежиссёр.

«Я говорил президенту, в России создаётся жестокосердное государство»
Александр Сокуров

«Низкая просвещённость населения страны рождает большие тревоги и породит большие проблемы… Россия должна направить все свои силы и ресурсы на культурное образование нации».
Александр Сокуров

Александр Николаевич считает, что основная причина нынешней деградации нации — это упадок культурного просвещения. Он считает, что Россия должна направить все свои силы и ресурсы на культурное образование. Без этого страну ждут войны. Вторая из основных проблем России — это незащищённость общества от перегруженности политикой, что способствует вытеснению культуры. В культурном восприятии между Россией и Европой большая дистанция. И именно потому, что Европа более защищена от политизированности. Он также сожалеет, что засекреченность документации в России усложняет его работу.

По его словам, несмотря на политические процессы и пропаганду, Россию невозможно отделить в культурном аспекте от Европы, и что Европа многому научила. «Если меня отделить от Европы — я погибну, я не выживу, делайте со мной, что хотите, режьте меня на куски, но как профессионал своего дела, я не выживу». Режиссёр говорит, что мы должны быть благодарны нашей великой школе переводчиков, донёсших до нас литературные труды. Русским мужчинам стоит больше изучать литературу, так как современный мир наполнен насилием и вместе с тем аристократизмом. И нет ничего сложнее, чем заставить работать нашу голову, и это видно в первую очередь по подросткам. Более того, в связи с низким культурным уровнем людей в России, советуют приглашать профессионалов их различных сфер деятельности из Европы, для обучения людей. «Сам больной себя вылечить не может». Предложение войти «в политические штабы» Александр Николаевич отверг, он считает, что участие деятелей культуры в политике, компрометирует культуру, и это особенно касается нашего времени, хотя политика, по его словам, никогда не была мирной. История знает примеры сочетания культуры и политики, но обычно они малочисленны и не очень эффективны.

По словам Сокурова, в России нет условий для показа серьёзного кино. Российское телевидение твёрдо стоит спиной к его работе. Последний фильм Сокурова «Франкофония» снят в 2015 году с помощью французских друзей. Автор показал историю о том, как во время Второй мировой войны те немцы, которые прекрасно говорили по-французски и прекрасно понимали французскую культуру, защищали Лувр — центр культуры, от уничтожения. Эту картину, как и многие его другие произведения, в России не показывают в широком прокате. Средства для кинематографии в России выделяет только Министерство культуры, которое на подобный фильм никогда не выделило бы денег. Более того, он считает, что значительная часть зрительской аудитории в стране абсолютно дегуманизирована, и это касается не только молодых людей.

В этом году Сокурову была вручена Госпремия РФ, которую он принял, но сказал потом следующее: «Я не хотел показаться эгоистом и не сказал об этом на церемонии, но в мыслях я думал о том, почему вы мне вручаете премию, хотя мои фильмы не показываете?». Александр Николаевич говорит, что очень остро чувствует отторжение своей работы в России, и сильно переживает по этому поводу, но не может ничего с этим поделать.

Об ответственности одного человека перед историей

Сокуров считает, что, несмотря на богатую историю России, основные лозунги (проблемы) остались, хотя многие из них уже канули в прошлое в западном обществе. Режиссёра внутренне интересуют следующие общие вопросы:
— почему государство и политика играют такую большую жизнь в нашей жизни?
— как вообще можно быть лидером нации, после практики фюрера?
— почему религия всё время стремится выйти замуж за государство, не боясь, что родятся уроды?
— почему люди с такой готовностью передают в руки отдельного человека свою судьбу?
— почему люди не видят, что искусство уже создано, и нового искусства быть не может?
— почему люди не могут осознать грандиозное отличие мужчин и женщины, в чём замысел обоих полов? Теряется мужская стать в воспитании.
— почему в жизни всё основано на борьбе, и всегда есть побеждённые?

Радикальное снижение качества культурных потребностей наблюдается не только в нашей стране, а также во Франции и Германии. Даже в Германии сейчас закрывают кафедры культуры, хотя эта страна всегда отличалась огромными капиталовложениями в сферу культуры не только в своей стране, но и в разные страны Европы. Сокуров считает, что внедрение платного образования в России –это беда, а, например, бесплатное высшее образование в Германии не только для немцев, но и для людей из разных стран — величайшее достижение демократии.

Развитие технологического процесса, по его словам, способствует развитию насилия. Можно ли называть современный прогресс прогрессом? Всё-таки прогресс должен иметь чёткое представление: куда и зачем? Что было бы, если не был бы написан Толстым роман «Война и мир»? После Второй мировой войны о его событиях снималось много фильмов и ставилось спектаклей. Следовать новым технологиям – это как бежать к мышеловке, в которой бесплатный сыр. Даже кино под вопросом, потому что визуальное восприятие рождает потребительское ощущение — человеку преподносят актёров, музыку… — ты только глазки открой и смотри…, а с книгой идёт борьба, нужно прочесть каждую строчку, прилагать к этому усилие. Каждое ослабление и упрощение — большое испытание для цивилизации.

Государство и культура — два капкана, существующие параллельно и мы, то и дело, попадаем в один из них. То мы думаем, что можно построить государственный строй, который ответит на вопросы культуры; то пытаемся изменить культуру, чтобы породить иное государство. Мы так и ходим по кругу, но практика многих Западных стран показывает, что эти два понятия совместимы. В России сейчас многие ненавидят слово толерантность и либерализм.

Для создания цивилизованного государства, где люди будут жить в мире и уважать рядом живущих, нужна культурная основа. Смысл государства — в умножении культуры, а всё остальное вторично. Дефицит культуры семьи, религии, образования порождает массу проблем, которые ложатся, в том числе, и на государство, на правительство. Власть всегда захватывается, и в Европе, в том числе, но в какой-то момент государство всегда понимало, что культура искусства ему необходима. Наполеон превратил дворец Лувр в музей. Существование Лувра оправдывает и сегодня существование Франции, также как существование Эрмитажа, созданного монархией, по словам режиссёра, оправдывает Россию.

Великая многообразная культура и музеи – её хранилища, к сожалению, не создаются практикой демократических стран. Сокуров говорит, что об этом мало думают историки, как те, кто изучает культуру, так и те, кто занимается историей. Коммерческое кино, развлекательная литература, абсурдная пресса, уничижающее телевидение, снижение качества высшего образования — всё есть признаки выплывающего на поверхность, среднего качества требований к жизни, к собственной работе и облику человека. Существование музеев позволяет деликатно, но жёстко зафиксировать эту траекторию. На лицо бессилие Министерства культуры перед исполнением своих обязанностей. Человек – такое существо, которое нужно всегда учить и просвещать, и в процветающем государстве должно быть много таких образовательных учреждений. В Европе сейчас тоже ушёл большой роман, большое подробное повествование. Сейчас в России есть те, кто считает, что нужна война, войной гордятся, забывая о том, какой ценой достаётся победа. Любая война, по словам Сокурова, является результатом политического слабоумия.

Не только в сфере искусства, но в политике нет ничего нового. Если мы будем продолжать двигаться дальше по этому кругу, то мы несомненно встретим Сталина, потом опять будут лагеря, потому что мы готовы к этому. Мы готовы к войне, к лишениям, готовы намного ниже оценить жизнь отдельного человека, чем государства, задачи которого, как ни парадоксально, сохранять человеческую жизнь.

Современный кинематограф: молодой, богатый, немалой численности, но способствует большей деструктивности общества из-за любви к криминальному сюжету. Литература тоже полюбила подобный сюжет, но всё же у неё есть какие-то границы. С экранов мы видим издевательство над человеческим телом, его муки.

В войне нет никакой эстетики и никакой этики, от начала до конца. Но сейчас кинематографические произведения ставят своей задачей романтизацию войны. Сокуров говорит: «Мой отец никогда не смотрел фильмы про войну, хотя как говорят, дошёл до Берлина и был в стрелковой роте». Кинематограф сформировал терпимость к процессу убиения человека. Никто не может остановить эту деструктивную силу. Режиссёр подчёркивает, что криминальные сериалы, которые крутят по телевидению, являются антиконституционной деятельностью. Нужно показывать созидательные фильмы. Люди — не свиньи. Их нельзя кормить, чем попало. Порочность этой практики подкармливается политической силой, потому что правительству нужны герои. Ещё не так давно параллельно существовало два грандиозных и страшных мира: сталинские репрессии и война. Ещё не известно, какой из них был страшнее. Первый кинематограф абсолютно обходил стороной, он был невыгоден для государства.

Сокуров считает, что правительство не имеет права включать такое огромное число граждан с самым разным образованием и восприятием мира в политическую жизнь страны. Навязывание политической идеологии людям с разным, даже религиозным мировоззрением, может иметь катастрофические последствия, вызывая различные отрицательные процессы в обществе. Он также считает, что политики ошибаются, думая, что руководят мировым процессом, на самом деле они только бегут за мировыми процессами и их основная задача должна состоять в том, чтобы сохранить жизнь как можно большему числу людей.

Наша страна нуждается в просвещённом, цивилизованном населении, в том числе молодёжи, для этого нужно вкладывать стократно больше средств и усилий. Сокуров сетует, что молодёжь, особенно на окраинах, порой ведёт себя просто безобразно. В тюрьмах сидят молодые русские мужчины, а те, кто берёт на себя ответственность возглавлять федерацию, должны соответствовать той ответственности, которую несут, подавать пример.

Когда закрывали телеканал «Дождь», режиссёр написал президенту письмо с просьбой не препятствовать этому молодому профессиональному коллективу, потому что «однажды, когда нам это будет нужно, мы оглянемся назад, а там никого не будет, там будут только одни собачки, которые лают, потому что их кормят». Нужно сохранять и оберегать всякие творческие и журналистские коллективы, желающие работать в стране, и это особенно касается молодых коллективов. В демократической стране могут и должны существовать компании, не разделяющие точку зрения властей, не нужно их закрывать; «создайте свою радиостанцию, которая будет отставить вашу точку зрения».

Александр Николаевич говорит: «Нацизм — породистая болезнь, абсолютно человеческая и, по всей вероятности, существующая очень давно». И для него очень важно составить историю этой болезни, с чего она начинается и почему ею инфицируется так много людей сразу.

Во многих своих интервью режиссёр вновь и вновь обращает внимание на сохранение культуры, отводя особое место Санкт-Петербургу, как центру культуры. Он считает, что Петербург не нужно трогать, он маленький — это памятник архитектуры. В годы блокады люди боялись вынимать дверные проёмы, чтобы сжечь и согреть себя, а сейчас архитекторы-«официанты» хотят строить там небоскрёбы. Петербург — это искусственное явление, подарок Европы. Цена города велика. Строительство небоскрёбов в городе, это как грибница, вырастет один гриб — вырастет много других.

Стоит внимательно отнестись к словам такой могучей фигуры в современной истории России, как Александр Николаевич Сокуров. Он считает ненормальным и неправильным, что какие-то семейные кланы, стремящиеся к власти, структурируют культурную жизнь страны, и это наносит удар по молодым кинематографистам. Культурой не нужно управлять, ей нужно помогать развиваться.

Сокуров — это современный человек, ещё не потерявший душу и совесть, явление, которое с каждый годом становится всё более редким. Поэтому режиссёр приглашает актёров только по велению сердца, для него важно, сможет ли актёр доверить ему свой божий дар, свою душу. Эти люди все становятся для него родными.

О своём фильме «Фауст» режиссёр говорит, что пытался донести до людей, что невозможно перекладывать с себя ответственность на «дьявола». Сокуров верующий человек, он обращается к Богу даже во время церемоний награждения. Но он считает, что человек не должен винить кого-то во вне в своих пороках, а должен брать за них полную ответственность.

Кинорежиссёр Сокуров: «Многие, оглядываясь назад на свою жизнь, произносят: «Тогда было такое время». Но это не может служить оправданием наших нравственных промахов»».

Ещё в 2008 году Сокуров предсказал войну на Украине. Быть может, стоит более серьёзно отнестись ко всем его словам?

Оставить комментарий

Впереди сезон отпусков. Готовьте документы

Кронштадт – город с историей

В Новом году с вами Новатэк акции

Как подготовиться к диктанту по русскому языку в 3 классе

Женские туфли для молодых мам

Встречаем правильно год Дракона

Путешествуем с Aviaseler

Как подготовиться к поездке за рубеж

Аэрография как искусство. Немного истории

памятники из гранита

Сколько стоит памятник из гранита?

Концерт в подарок – отличная идея

Сахалин зовёт в путешествие

Зима – время волшебства и подарков

Кто хочет в Испанию? Вам сюда

Как провести время в Иркутске или Бабр приглашает

Сэндвич панели не съедобны, но очень полезны

Лето начинается с путешествия

Чем удивить гостей на празднике

Россия в игре

Ярмарка в истории России

© 2012-2023 "Путь Востока" Яндекс.Метрика