Открывая Китай. Лу Юй — чайный мудрец Китая

by Алекс | 1 декабря 2015 00:47

Лу Юй — чайный мудрец Китая

Лу Юй — чайный мудрец Китая

Лу Юй (годы жизни 733 — 804) — «чайный мудрец» периода расцвета династии Тан. Говоря современным языком, чай сделал ему карьеру. Лу был одним из выдающихся знатоков чая, которые сами собирали, готовили и заваривали чай для своих посетителей. Эти посетители часто были из богатых семей Китая династии Тан (618 – 907 годы), у некоторых из них были слуги и свои мастера чая.

Однако Лу был гораздо больше, чем обычный мастер чая. За ним осталась слава «чайного мудреца» или чайного гения. «Путь чая» Лу оставил глубокий след в китайской классической культуре самосовершенствования. В то время считалось, что Лу обладал чудесными способностями, и его принимали за чайное божество или чайного бога.

История Лу, как и история распространения культуры чая при династии Тан, началась в буддийском монастыре. Лу воспитал буддийский монах. С детства Лу выполнял обязанности по приготовлению чая для своего учителя, который преуспел в разведении чая. Однако Лу стал не монахом, а литератором-конфуцианцем со страстью к чаю.

В исторических текстах династии Тан существуют сведения о том, что Лу действовал, как профессиональный чайный мастер. Одна запись в «Фэн Ши Вэнь Цзянь Цзи» — исторических записях семейства Фан династии Тан, сообщает, что Лу служил чайным мастером при правительственном чиновнике по имени Ли Цзицин. Там также говорится, что у Лу была слава мастера чайного искусства. Репутация Лу в искусстве чая выросла после того, как он написал книгу «Ча Цзин» или «Чайный канон».

«Ча Цзин» является первой в мире учебной книгой по чаю. Эта книга даже больше, чем простое руководство. Она заглядывает в мир Лу, погружая в буддийскую и даосскую философии. Буддийскими корнями Лу пронизана вся книга.

Жизнь Лу состояла из длительных периодов одиночества в горах — обители буддистов и даосских бессмертных. В эти времена Лу забирался в недоступные места в поисках редких видов дикорастущего чая и лучших источников воды.

Книга Лу стала необыкновенно популярной во времена династии Тан, и волна увлечения чаем покатилась по Китаю. Многие собирали чай по его рецепту, изложенному в «Чайном каноне», состоящему из 24-ёх ингредиентов. Богатые семьи использовали роскошные чайные приборы, изготовленные из тонкого фарфора или серебра. Тем не менее, сам Лу не любил вычурность.

Он установил: «Чай не требует вычурности». Он ценил смакование чайного вкуса и рекомендовал пить не более трёх чашек чая за один раз.

Такая умеренность содержит «аромат» Конфуция из его «Золотой середины», и соответствует понятию Срединного пути. Это ключевое понятие самосовершенствования в китайской истории.

В книгах эпохи Тан существуют сведения о чудесных способностях Лу. Один текст описывает удивление военачальника, которого поражала способность Лу указать на источник воды, просто опробовав её вкус.

В других исторических текстах династии Тан упоминается, что ещё при жизни Лу начали почитать, как божество, а после смерти эта характеристика закрепилась. Даже отмечалось, что жители Тан вешали портреты Лу на стенах своих чайных кладовых и поклонялись ему, как чайному божеству.

Так стали почитать Лу –человека, который написал первое в мире чайное руководство и распространил культуру чаепития в Китае.

Позже, с улучшением методов производства порошкового чая из измельченных листьев, простым людям стало легче заваривать чай. Это произошло в конце династии Сун, в конце эпохи чайных мастеров. А Лу навсегда остался в звании «чайного мудреца», и значится, как самая важная историческая фигура традиционной китайской чайной культуры.

Source URL: https://www.newsps.ru/drevnij-kitaj/otkryvaya-kitaj-lu-yuj-chajnyj-mudrets-kitaya.html