Древний Китай

Искусство войны Сунь Цзы

«Поэтому и сказано: если знаешь его и знаешь себя, победа недалека; если знаешь при этом еще Небо и знаешь Землю, победа обеспечена полностью».

 «Государь не должен поднимать оружие из-за своего гнева; полководец не должен вступать в бой из-за своей злобы.

Двигаются тогда, когда это соответствует выгоде; если это не соответствует выгоде, остаются на месте. Гнев может опять превратиться в радость, злоба может опять превратиться в веселье, но погибшее государство снова не возродится, мёртвые снова не оживут. Поэтому просвещённый государь очень осторожен по отношению к войне, а хороший полководец очень остерегается её. Это и есть путь, на котором сохраняешь и государство в мире и армию в целости».

(Искусство войны Сунь Цзы)

Сунь Цзы. Фото: flickr.com. Vivek Venkatesan

Сунь Цзы. Фото: flickr.com. Vivek Venkatesan

Известный древний китайский полководец Сунь Цзы написал трактат под названием «Искусство войны Сунь Цзы», состоящий из 13 коротких глав. Сунь Цзы находился в Дао и понимал, что Вселенная следует законам, и войны также подвластны законам. Если соответствовать этим законам и опираться на них, иными словами не идти против воли Небес, то не только неизбежна победа, но и благосклонность Небес, накопление добродетели.

В своём трактате «Искусство Войны» Сунь Цзы опирался на теорию пяти элементов, духовность и упорядоченность явлений. Он писал, что полководец должен обладать качествами: ум, беспристрастнось, гуманность, мужество и строгость. Сунь в своём труде ставит особый акцент на важность духовного аспекта в жизни полководца, армии и императора. Лучшими считаются те, кто усвоил суть Дао (духовного пути, понимания смысла жизни, законов жизни). Также он говорил о важности обучения, нахождения талантов, правильных боевых тактик, предварительного расчёта (взвешивания, сопоставление сил) и правильного вознаграждения. Полководец не должен искать славы, а отступая, уклоняться от наказания, а должен думать о благе народа и пользе государю, но не следовать слепо указам государя, а руководствоваться знаниями о ведении боя, которые заключаются в умении оценить противника, в учёте особенностей местности и расстояния, и организации победы.

Он пишет:

«Война — это путь обмана. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его; если у него всё полно, будь наготове; если он силен, уклоняйся от него; вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если у него дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов; выступай, когда он не ожидает». (Глава I. Предварительные расчёты)

Из наблюдений современных армий, очень часто они наоборот стараются показать свою силу, выпячивают количество и качество боевого оружия, а духовной стороне вообще мало придают значения. Сунь Цзы же советовал обратное.

Сунь Цзы говорит о важности быстроты военных действий. Если война затягивается, солдат долго оставляют в поле, они долгое время не могут взять крепость, то в такой войне сложно победить, из-за большого расхода человеческих и материальных ресурсов. Он говорил, что война любит победу, но не любит продолжительности.

Он пишет:

«Поэтому на войне слышали об успехе при быстроте её, даже при не искусности её ведения, и не видели ещё успеха при продолжительности её, даже при искусности её ведения.

Никогда еще не бывало, чтобы война продолжалась долго, и это было бы выгодно государству. Поэтому тот, кто не понимает до конца всего вреда от войны, не может понять до конца и всю выгоду от войны».  (Глава II. Ведение войны)

Сунь рекомендовал не набирать армию дважды, советовал брать снаряжение у своего государства, а провиант (провизию) у противника. Если далеко возить провиант, то государство беднеет. Поэтому умный полководец старается кормиться за счёт противника. Кстати известно, что во время Второй Мировой войны, немцы очень быстро захватывали европейские страны вокруг, они воевали быстро, как и учит Сунь Цзы, но когда они вошли в Россию, с её морозами и широтами, русские за собой сжигали деревни, поэтому у немецких войск не было, чем питаться, и в итоге они проиграли. Возможно, они проиграли ещё и из-за того, о чём Сунь Цзы говорит в следующем абзаце:

«Убивает противника ярость, захватывает его богатства жадность». (Глава II. Ведение войны).

К солдатам он призывал полководца относится хорошо и заботиться о них. На солдат полководец должен смотреть, как на послушных детей, если быть к солдатам слишком снисходительным, они не будут слушаться, а если слишком строгим или жестоким, то не будут повиноваться.

Лучшее из лучшего в его понимании — покорить чужую армию, не сражаясь. Сунь говорил, что всегда лучше не разрушать ни государство противника, ни его армию, ни его войска. Если есть возможность не разрушать, то это всегда лучше, чем разрушать. Осаждать крепости нужно только тогда, когда это неизбежно. А «лучшее из лучшего — покорить чужую армию, не сражаясь». Как это отличается от современных войн, когда разрушение предшествует сохранению, насилие ставится выше дипломатичности и порядочности.

Также он придавал значение терпению, например, лучше терпеливо заготовить снаряжение, чем посылать солдат на приступ, как муравьёв, теряя треть войска.

Вот описание одной из тактик боя:

«Правило ведения войны гласит: если у тебя сил в десять раз больше, чем у противника, окружи его со всех сторон; если у тебя сил в пять раз больше, нападай на него; если у тебя сил вдвое больше, раздели его на части; если же силы равны, сумей с ним сразиться; если сил меньше, сумей оборониться от него; если у тебя вообще что-либо хуже, сумей уклониться от него. Поэтому упорствующие с малыми силами делаются пленниками сильного противника». (Глава III. Стратегическое нападение)

Сунь понимал, что управление государством – это не то же самое, что управление армией; и побеждает армия с талантливым полководцем, которым не руководит государь. Полководец не должен повиноваться всем указам государя, так как государь не всегда понимает военный толк. Талантливый полководец будет знать силы и слабости своей армии, как и противника.

В бою важно два момента: правильный бой и манёвр, и их вариантов множество. «Выгодой заставляют его двигаться, а встречают его неожиданностью» (Глава V. Мощь). Вьетнамцы победили в войне с Американцами, не смотря на непропорциональные силы. Вьетнамцы всегда атаковали неожиданно, использовали тактику «горилла» и хитрость. Американцы же воевали долго, потратили очень много человеческих и материальных ресурсов, дух их бойцов был подавлен, они не хотели воевать.

«Противник не знает, где он будет сражаться. А раз он этого не знает, у него много мест, где он должен быть наготове. Если же таких мест, где он должен быть наготове, много, тех, кто со мной сражается, мало. Поэтому, если он будет наготове спереди, у него будет мало сил сзади; если он будет наготове сзади, у него будет мало сил спереди; если он будет наготове слева, у него будет мало сил справа; если он будет наготове справа, у него будет мало сил слева. Не может не быть мало сил у того, у кого нет места, где он не должен быть наготове. Мало сил у того, кто должен быть всюду наготове; много сил у того, кто вынуждает другого быть всюду наготове». (Глава VI. Полнота и пустота)

Полководец должен уметь менять форму, как вода, и быть очень гибким в принятии решений, быть непредсказуемым.

«Поэтому предел в придании своему войску формы — это достигнуть того, чтобы формы не было. Когда формы нет, даже глубоко проникший лазутчик не сможет что-либо подглядеть, даже мудрый не сможет о чём-либо судить. Пользуясь этой формой, он возлагает дело победы на массу, но масса этого знать не может. Все люди знают ту форму, посредством которой я победил, но не знают той формы, посредством которой я организовал победу. Поэтому победа в бою не повторяется в том же виде, она соответствует неисчерпаемости самой формы».

Сунь ставил внимание на единство войска. Если войско раздробленное и следует поиску выгоды, не сообщаясь друг с другом, такое войско не может одержать победы. Подобная тактика используется и для поражения противника — разъединить его войско. Отсюда пошло нам известное выражение: разделяй и властвуй.

Ум полководца должен быть всегда спокоен и дисциплинирован, а также непроницаем для других. Он должен часто менять своё место пребывания, выбирать окружные пути. Распоряжаясь армией, нужно говорить о делах, а не вдаваться в объяснения. Нападая на противника, нужно сосредоточиться на самом ценном — убить его полководца.

Даже для огневого нападения Сунь советовал следовать ходу луны, и действовать в сухую ветреную погоду, когда луна находится в созвездиях Цзи, Би, И, Чжэнь. Водой можно отрезать огневое нападение, но захватить ею нельзя. Полководец, как и государь не должны пренебрегать использованием шпионов (но причина должна быть оправданной).

Перевод книги можно найти в свободном доступе в Интернете. Её древние советы актуальны и по сей день.

Оставить комментарий

Кронштадт – город с историей

В Новом году с вами Новатэк акции

Как подготовиться к диктанту по русскому языку в 3 классе

Женские туфли для молодых мам

Встречаем правильно год Дракона

Путешествуем с Aviaseler

Как подготовиться к поездке за рубеж

Аэрография как искусство. Немного истории

памятники из гранита

Сколько стоит памятник из гранита?

Концерт в подарок – отличная идея

Сахалин зовёт в путешествие

Зима – время волшебства и подарков

Кто хочет в Испанию? Вам сюда

Как провести время в Иркутске или Бабр приглашает

Сэндвич панели не съедобны, но очень полезны

Лето начинается с путешествия

Чем удивить гостей на празднике

Россия в игре

Ярмарка в истории России

Как пеленать … маму или До́ула идёт на помощь

© 2012-2023 "Путь Востока" Яндекс.Метрика