Династия Тан: золотой век иммиграции в Китае

by Алекс | 25 октября 2015 20:25

Вопрос иммиграции не назвать новым, но в связи с определёнными общественными процессами, происходящими в последнее время, для некоторых стран, особенно европейских, этот вопрос стоит острее, чем когда-либо, и, похоже, число сторонников допущения иммиграции равняется числу её противников. Одни выходят на марши босоногих в поддержку иммигрантов, а другие, вооружаясь лозунгами и плакатами (до поры до времени) пытаются противостоять этому любыми способами.

Great_Wall_of_China

Иллюстрация массовой иммиграции в Китай. Фото: zwzzjim

В этой статье мне хотелось бы рассказать, как 13 веков тому назад, во времена Династии Тан, самой процветающей эпохи Китая (618-907 н. э.) рассматривали иммиграцию.

Китайские учёные называют Династию Тан золотым веком Китая, величайшей цивилизацией того времени. Это было время развития и процветания всех сфер жизни.

«С тех пор как западные всадники начали поднимать пыль и сажу,

Мех и шерсть, должности и протухлость заполнили Сянь и Ло

Женщины уподобляются западным матронам, изучая их стиль;

Музыканты играют западные мелодии, отдаваясь их звучанию».

Китайский поэт Династии Тан Юань Чжэнь

Во времена Династии Тан преобладали мир и процветание. С 630-х до 755-го года население страны увеличилось в три раза, в стране проживали 53 миллиона человек, и было почти девять миллионов семей. Это был век экономического спокойствия и низких цен, а также эпохой массовой миграции населения. В VIII веке столицей династии Тан был город Чанъань (нынешний Сиань). И это был самый большой, богатый и самый передовой город в мире. Чанъань был центром крупнейшей империи Земли. Для сравнения, в Лондоне в то время проживало всего несколько тысяч человек, а население Чанъаня с пригородами составляло около двух миллионов жителей.

В Китай иммигрировали представители самых разных культур, поэтому жизнь китайцев, искусство того времени, всё испытывало влияние этих разнообразных культур. Торговцы из Центральной Азии привозили пышные хлеба и вино в бурдюках из козьей шкуры. На рынки за покупками приходили белокурые девушки, а по улицам разгуливали в своих сандалиях религиозные пилигримы из Центральной Азии и Индии. Культуру Чанъаня того времени можно было бы поверхностно сравнить с современной культурой Нью-Йорка, но, конечно, не по её сути, так как та культура была древней традиционной и прекрасной.

Среди иммигрантов древней Тан были турки, уйгуры, тохары, согдийцы и евреи на севере, а на юге жили шамсы, кхмеры, яванцы и сингальцы. По всей стране проживало много арабов, персов и индусов.

Иностранное влияние нашло отражение во всех сферах жизни Китая, включая музыку, литературу, спорт, моду и кухню, во всём том, что играло немаловажную роль в китайской культуре. Большой популярностью в крупных китайских городах пользовались игра на арфе и танцоры из Центральной Азии, а китайская поэзия испытала влияние турецких народных песен. Даже сегодня в китайских названиях многих музыкальных инструментов прослеживается иностранное влияние. Живописцам нравилось изображать заморских святых и Богов, а скульпторы предпочитали ваять лошадей и людей с некитайскими чертами.

Изменения в культуре не обошли стороной и моду. В двух столицах – Чанъане и Лояне стали преобладать турецкие и восточно-иранские стили. Не мудрено, что даже принц Ли Чэн-Чиень, сын императора Тан-Цзуна, предпочитал разговаривать на турецком, а не на китайском языке, а на территории перед дворцом устроили целый турецкий лагерь, где принц жил, одеваясь, как турок.

Из всех культурных влияний не меньшее, а, по мнению некоторых учёных, даже большее, воздействие оказали религии, которые мигранты принесли с собой. В Китае того времени мирно уживались самые разные религиозные течения и верования, среди них были религии индусов, японцев, корейцев, а также тибетский буддизм. Повсюду можно было встретить персидских священников, несторианских христиан и зороастрийцев.

Чтобы попасть в Китай, торговцы всего мира использовали Шёлковый путь, а в учебные заведения страны стремились юноши из Когурьё, Паекче, Силла (районы современной Кореи), Японии и Тибета, стремясь изучить конфуцианство, буддизм, литературу, искусство и архитектуру. Некоторые из них становились соперниками китайцам на государственных гражданских экзаменах. Некоторые приняли китайские имена и служили во дворе Тан.

Обратим внимание читателя на то, что в то время приезжим вовсе не приходилось проходить всевозможные трудоёмкие и длительные, а зачастую и нервозные процедуры для получения различных сертификатов, виз, «зелёных» карт и прочего, что придумал современный человек, без чего нельзя покинуть дом. Уже не говоря об иммиграционных квотах, расизме и религиозной предвзятости. Например, в Америке на сегодняшний день ежегодно откланяются две трети иммиграционных запросов высоко квалифицированных рабочих.

Но это вовсе не означает, что при огромном наплыве иммигрантов всё шло гладко, без проблем. Каким же образом государство справлялось с этими проблемами?

Иммиграционное законодательство Династии Тан

Как уже стало понятно, во времена Династии Тан иммигрантов не просто «терпели, как неугодных посторонних», а даже принимали в высших слоях общества. По некоторым сведениям, один из двух самых известных поэтов Династии Тан Ли Бо был турецких корней. Китайский писатель Цзинь Юн утверждал, что во время Династии Тан должность главного министра занимали, по крайней мере, 23 человека не национальности хань (собственно, китайцев). Но это не означает, что иммигранты того времени не имели правовых ограничений.

Некоторые из странников приезжали ради торговли и возвращались к себе на родину. Некоторые оставались жить в городах Китая в особых кварталах, в которых китайские власти выбирали на должность главы квартала самого уважаемого и влиятельного человека. Большинство иммигрантов перенимали китайские манеры и обычаи, без особых трудностей в ассимиляции, на которые ссылаются современные противники иммиграции. Если приезжий совершал преступление по отношению к своему же соплеменнику, то к нему применяли законы его же страны, а если такое же преступление совершалось по отношению к китайцу или человеку другой национальности, то в разрешении этого дела применялось китайское законодательство.

Смешанные браки

Смешанные браки были разрешены в Китае, но увозить китайских жён из страны запрещалось.

Доходя до своего предела, вещи меняются местами

В традиционной китайской культуре считается, что, когда вещи доходят до своего предела, они меняются местами. Тоже самое произошло с Китаем. До IX века китайцы и иностранцы мирно сосуществовали, пока не начали возникать конфликты с уйгурскими торговцами. На пике конфликта в 779 году был принят закон о том, что 1000 уйгуров, проживающих на территории Китая, обязуются носить свою традиционную одежду, не имеют права вступать в брак с китайцами или выдавать себя за китайцев. В 835 году уже запрещалось иметь какие-либо связи с иммигрантами, и с 845 года все иностранные религии подвергались преследованию. Так настал конец золотого века иммиграции в Китае.

В статье использована информация сайта юриста из Нью-Йорка Роберта Алгэйса (Robert Algase).

Source URL: https://www.newsps.ru/drevnij-kitaj/dinastiya-tan-zolotoj-vek-immigratsii-v-kitae.html